Заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, выступая 31 октября 2017 года на конференции S&P, заявил: "Уровни проблемных кредитов в нашей банковской системе не так высоки по сравнению с другими странами… цифра около 10%, более или менее, верна ". И дальше: "Если смотреть точные цифры по статистике, у нас объём просроченных кредитов в корпоративном секторе чуть менее 7%, объем просроченных кредитов в секторе розничных кредитов физическим лицам, который включает ипотеку, в которой просрочка очень низкая – чуть менее 8%".
Ну, а теперь перейдём к опровержению слухов. Только факты.
Для начала я посмотрел на официальную статистику ЦБ. С чувством глубокого удовлетворения должен констатировать, что Василий Поздышев продемонстрировал хорошее знание официальной статистики ЦБ. Что, впрочем, неудивительно – ведь он же работает в ЦБ. Да, на 1 сентября 2017 года
доля проблемной и безнадёжной задолженности, в среднем по российской банковской системе, составляла 10%. Если под проблемными кредитами понимать только кредиты четвёртой и пятой категории, то Василий Поздышев абсолютно прав. Однако, сам же ЦБ именует третью категорию кредитов не совсем оптимистичным словом "Сомнительные". Логично предположить, что данную категорию кредитов также следует относить к проблемным. И тогда доля
проблемных кредитов "внезапно" возрастает до 17,9%.
А что думают по поводу реальной доли проблемных кредитов в российской банковской системе другие источники?
Независимый аналитик Степан Демура все последние годы оценивал долю проблемных активов у российских банков в 20-25-30%. Вот, например, цитата из выступления 8 декабря 2015 года:
"По моим скромным оценкам, где-то 25-30% этих активов невозвратные".
Российское "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА) в сентябре 2017 года сообщило:
"Уровень проблемной задолженности в банковской системе находится в диапазоне 12-15%".
Международное рейтинговое агентство S&P global ratings 22 июня 2017 года опубликовало отчёт "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Российская Федерация", в котором привело свои оценки
аккумулированных проблемных и реструктурированных кредитов. По мнению агентства, они составляли в общей сложности более 20% совокупного кредитного портфеля в конце 2016 года. Более двадцати процентов, Карл!
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 7 октября 2017 года написало, что
средний размер "дыры" у крупнейших проблемных банков составляет 6-7х основных капиталов.
В отношении этой фразы Fitch следует понимать следующее. Пока в банк не зашла временная администрация по причине его санации или отзыва лицензии, у банка, формально, нет никакой дыры в капитале. Аналитики, конечно, могут подозревать у банка наличие очень больших проблем. Но именно что – подозревать. Находясь вне банка, невозможно точно определить его реальное финансовое положение. Этого не может сделать даже регулятор. Отчётность у банка, хотя и содержит, в той или иной степени, проблемы, но капитал у банка, согласно этой отчётности, положительный. Но, как только временная администрация, назначенная регулятором, заходит в банк, тут же выясняется, что капитала у банка нет. Вместо капитала у банка дыра огромных размеров.
Все последние случаи тому примером. Возьмём, хотя бы, банк "Открытие". Пока ЦБ не начал его санировать, банк декларировал в отчётности наличие собственного капитала. Например, на 1 июля 2017 года этот капитал был равен 270,5 млрд рублей. А после появления в банке временной администрации капитал банка "внезапно" куда-то исчез. На 1 октября он составлял уже минус 188,9 млрд рублей. Причём, нельзя исключать того, что эта цифра со знаком минус ещё увеличится. Аналогичная ситуация происходила и с банком "Югра". Положительный капитал до ввода в банк временной администрации, и отрицательный капитал после ввода временной администрации.
Поэтому, основываясь на выводах экспертов, приведённые выше, а также на своих собственных ощущениях, я вынужден с прискорбием констатировать, что слова Василия Поздышева, приведённые в самом начале статьи ("Уровни проблемных кредитов в нашей банковской системе не так высоки по сравнению с другими странами… цифра около 10%, более или менее, верна") не соответствуют действительности. Он приукрашивает эту самую действительность, и вводит общественность в заблуждение.