|
22.06.17/20:29 S&P global ratings считает качество банковского надзора низким, а работу регулятора с проблемными банками непоследовательной и непрозрачной
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings 22 июня 2017 года опубликовало новый отчёт "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Российская Федерация".
Мы относим банковский сектор РФ (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: ВВ+/Позитивный/В; рейтинги по обязательствам в национальной валюте: ВВВ-/Позитивный/А-3) к группе 8 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking industry country risk assessment – BICRA). Помимо России, к группе 8 относится, в частности, Казахстан. В аналитических целях мы также включаем в группу сопоставимых стран Бразилию и Турцию (группа 6), Болгарию, Венгрию и Индонезию (группа 7) и Нигерию (группа 10).
Наша методология присвоения рейтингов банкам предполагает использование компонентов оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) – оценок экономического и отраслевого риска – для определения базового уровня рейтинга, на основе которого присваивается кредитный рейтинг эмитента. Базовый уровень рейтинга банков, действующих только в РФ – "bb-".
Основные факторы, определяющие риски банковского сектора РФ
Позитивные:
Мы ожидаем, что рост ВВП РФ составит 1,5% в 2017 году после двух лет спада, а также мы отмечаем снижение риска значительного оттока капитала и ослабление внешнего давления.
Мы полагаем, что ухудшение показателей качества активов достигло своего пикового уровня, и они должны постепенно стабилизироваться. Мы прогнозируем небольшой рост нового банковского бизнеса в 2017-2018 гг.
По нашему мнению, склонность российских банков к принятию рисков, в частности инвестиции в сегменты, подверженные высокому риску (операции с недвижимостью и необеспеченное розничное кредитование), будет умеренной.
Негативные:
Операционная среда для российских банков останется неблагоприятной, поскольку медленное восстановление основных макроэкономических показателей будет и в дальнейшем ограничивать рост бизнеса и его прибыльность.
По нашим оценкам, аккумулированные проблемные и реструктурированные кредиты составляли в общей сложности более 20% совокупного кредитного портфеля в конце 2016 года, что оказывает давление на банковский сектор. Для урегулирования этих кредитов потребуется длительное время; давление на показатели прибыльности и капитализации банковского сектора будет продолжаться.
Мы полагаем, что стремление правительства предоставлять поддержку частным банкам продолжит снижаться. По мере усиления конкуренции в банковском секторе увеличится число небольших банков, которые будут вынуждены объединиться с более сильными финансовыми организациями или уйти с рынка.
Мы оцениваем тенденцию развития экономических рисков в России как стабильную, что отражает наши ожидания возобновления экономического роста в российской экономике в 2017 году после спада в 2015-2016 гг. и адаптации экономики к относительно низким ценам на нефть и к экономическим санкциям, которые были введены в отношении России в 2014 году (в связи с повышением напряжённости в Крыму и Восточной Украине в 2014 году).
По нашему мнению, ухудшение показателей качества активов в банковском секторе достигло максимально низкого уровня в 2015-2016 гг., и сектор будет постепенно восстанавливаться. Тем не менее, условия операционной деятельности для российских банков останутся сложными. Банковская система накопила значительный объем проблемных кредитов, который составляет, по нашим оценкам, 20-24%, и мы ожидаем, что восстановление банковского сектора потребует длительного времени и будет неравномерным. Как следствие, темпы роста банковского бизнеса, скорее всего, будут низкими, и мы ожидаем, что показатели прибыльности и капитализации останутся под давлением. Мы ожидаем, что в 2017-2018 гг. сектор продолжит работу над корректировкой банковских моделей, адаптируя их к изменениям, обусловленным низкими темпами экономического роста и повышением уровня риска.
Оценка тенденции развития отраслевого риска, как стабильной, отражает наше мнение о том, что в 2016 году давление на показатели прибыльности и фондирования российских банков снизилось. Доступ некоторых российских банков к внешним рынкам капитала останется ограниченным в связи с экономическими санкциями и ослаблением доверия инвесторов, однако влияние этого фактора будет компенсироваться медленным ростом спроса на кредитные ресурсы. Условия фондирования для российских банков улучшились в 2016 году после изменения банками ставок по депозитам и погашения внешнего долга в соответствии с графиком. Стабильность депозитов улучшилась, а риск оттока депозитов существенно снизился, однако доля валютных депозитов остаётся высокой (более 30% в конце 2016 года), а переход клиентов в более надёжные банки, вероятнее всего, продолжится.
Мы отмечаем, что, хотя у нескольких проблемных банков были отозваны лицензии или в отношении них был начат процесс финансового оздоровления, регулирующий орган — Центральный банк РФ (Банк России) смог сохранить стабильность и доверие общества к банковскому сектору страны. Вместе с тем, мы считаем качество банковского надзора низким. Мы считаем, что работа регулирующего органа с проблемными банками не является последовательной и прозрачной. По нашему мнению, вмешательство Банка России в реструктуризацию ряда проблемных банков было недостаточно оперативным. Мы ожидаем, что в будущем государственная поддержка будет доступна главным образом государственным банкам и, возможно, нескольким крупным системно значимым частным банкам. Мы также полагаем, что государственные банки сохранят прочные позиции на рынке, а конкуренция в банковском секторе будет усиливаться. Источник: Соб.инф.
|
|