Я в разное время изучал отчётность и информационный фон трёх из четырёх банков, составляющих аббревиатуру БОМП. Пришла пора изучить отчётность четвёртого участника – "Московского кредитного банка" (МКБ).
Отчётность за 2016 год.
В 2016 году прибыль банка выросла более, чем в 7 раз – с 1,5 млрд рублей до 10,9 млрд рублей. Понятно, что в российских условиях смотреть на прибыль банков абсолютно бессмысленно. Её можно нарисовать абсолютно любой, в зависимости от требований владельца. Но факт остаётся фактом – она у МКБ выросла. Выросла, даже несмотря на рост резервов под обесценения кредитов. Выросли, как процентные доходы, так и непроцентные доходы.
Активы у банка за 2016 год тоже выросли. На 29,7%, с 1 208,2 млрд рублей до 1 567,9 млрд рублей. Интересно то, куда банк вкладывает деньги, и откуда их берёт. Кредиты клиентам составляют всего 40% активов (626,5 млрд рублей). Но банк нельзя назвать инвестиционным – в ценные бумаги вложено всего 8,2% (129,8 млрд рублей). Самая интересная строчка в активах – депозиты в банках и других финансовых институтах. Здесь вложения составляют 25,7% (403,5 млрд рублей). Интересная с точки зрения появления аббревиатуры БОМП и словосочетания "Московское кольцо". МКБ нехило помогал какому-то банку (или банкам) уже в декабре 2016 года. Значительные суммы банк держал в ликвидной форме – 23,8% (373,3 млрд рублей).
Пассивы МКБ примерно похожи на активы. Средства клиентов – 689,5 млрд рублей, счета и депозиты банков и других финансовых институтов – 381,6 млрд рублей, выпущенные долговые ценные бумаги – 137,2 млрд рублей, депозиты ЦБ – 247,2 млрд рублей.
Получается, что (плюс-минус) средства клиентов банк выдаёт другим клиентам в кредит (689,5 млрд рублей в пассивах и 626,5 млрд рублей в активах), деньги кредитора последней инстанции, коим является ЦБ, держит в ликвидной форме (247,2 млрд рублей в пассивах и 373,3 млрд рублей в активах), деньги одних банков выдаёт в кредит другим банкам (381,6 млрд рублей в пассивах и 403,5 млрд рублей в активах), а деньги, вырученные от продажи своих ценных бумаг, вкладывает в другие ценные бумаги (137,2 млрд рублей в пассивах и 129,8 млрд рублей в активах).
Аналитик Максим Осадчий недавно с цифрами в руках вполне убедительно доказал, что между банками БОМП (или банками "Московского кольца") существует реальная связь. Кто-то участвует в капитале другого банка (напрямую или через прокладки), кто-то имеет совместный бизнес в недвижимости. Кто-то кредитует другого на межбанке.
Смотришь на баланс МКБ, и прямо-таки спинным мозгом чувствуешь эту связь в ценных бумагах и межбанковском кредитовании. Хотя, возможно, я ошибаюсь.
Аудитор банка (КПМГ) не делал никаких оговорок в своём заключении. Это ровным счётом ничего не значит. Просто необходимо отметить этот факт. В последнее время аудиторы всё чаще начинают делать оговорки (смотри статью
"Чем полезна "Информация о результатах аудита отчётности банков"?"). Наверное, начали беспокоиться о своей репутации.
Итак, что интересного есть в отчётности МКБ?
В разделе "Денежные и приравненные к ним средства" банк расписал, в чём именно он держит свою ликвидность. Примерно половина средств (если быть точным – 42,8%, или 159,9 млрд рублей из 373,3 млрд рублей) находится в банках, не имеющих присвоенного кредитного рейтинга от Fitch, Moodys и Standard&Poors. Это, конечно, не значит, что все эти банки плохие. Просто мы не знаем, насколько они хорошие (если вы оптимист), или насколько они плохие (если вы пессимист). Хуже всего именно неизвестность. Когда ты знаешь, что здесь и там плохо – ты можешь предпринять соответствующие меры, чтобы нейтрализовать негативные последствия. Когда ты ничего не знаешь – что ты можешь предпринять? Может ли так рисковать банк, входящий в двадцатку крупнейших и являющийся системно значимым? Не знаю.
Больше половины (если быть точным – 61,1%, или 228,6 млрд рублей из 373,3 млрд рублей) "Денежных средств" представляют собой сделки обратного репо. То есть, МКБ дал какому-то банку кредит под залог ценных бумаг. Очевидно, что какая-то часть денег по этим сделкам предоставлена банкам, не имеющим присвоенного кредитного рейтинга от Fitch, Moodys и Standard&Poors. Соответственно, реальное финансовое состояние этих банков неизвестно от слова "совсем". Справедливости ради, надо отметить, что стоимость этих бумаг превышает величину кредита. И в целом, денежные и приравненные к ним средства не являются ни обесцененными, ни просроченными.
В разделе "Депозиты в банках и других финансовых институтах" ситуация аналогичная. Почти половина средств (если быть точным – 50,9%, или 205,4 млрд рублей из 403,5 млрд рублей) находится в банках, не имеющих присвоенного кредитного рейтинга. Почти все депозиты (397,6 млрд рублей из 403,5 млрд рублей) представляют собой сделки обратного репо. Здесь банк счёл необходимым заметить, что, если он давал кредит банку с низким рейтингом или совсем без рейтинга, то в залог от него брал "высоколиквидные ценные бумаги, имеющие кредитный рейтинг". Ладушки, убедил.
В финансовых инструментах, оцениваемых по справедливой стоимости, бумаг, не имеющих кредитного рейтинга, не много – всего 7,1%, или 5,9 млрд рублей из 83,9 млрд рублей. Обременены залогом по сделкам репо также не много – всего 7,8%, или 5,9 млрд рублей из 83,9 млрд рублей. То есть, в случае необходимости, банк мог привлечь дополнительно ликвидности на несколько десятков миллиардов рублей.
В ценных бумагах, имеющихся в наличии для продажи, бумаг, не имеющих кредитного рейтинга, не очень много – всего 20,9%, или 9,6 млрд рублей из 45,9 млрд рублей. Обременены залогом по сделкам репо почти половина – 43,1%, или 19,8 млрд рублей из 45,9 млрд рублей. То есть, в случае необходимости, банк мог привлечь дополнительно ликвидности примерно двадцать миллиардов рублей.
Теперь перейдём к кредитам. На 31 декабря 2016 года всего кредитов клиентам до вычета резерва под обесценение было на сумму 666,7 млрд рублей. А резервов под обесценение кредитов банк сформировал на сумму 40,2 млрд рублей, что составляет 6,0% от суммы всех кредитов. Это меньше, чем в среднем по российской банковской системе на ту же дату (10,1%, смотри график
"Динамика проблемных + безнадёжных кредитов и резервов в РФ").
Просроченными являлись кредиты на сумму 19,3 млрд рублей (кредиты корпоративным клиентам – 8,7 млрд рублей, автокредиты – 0,1 млрд рублей, ипотечные кредиты – 2,3 млрд рублей, кредиты по пластиковым картам – 0,3 млрд рублей, прочие кредиты физическим лицам – 7,9 млрд рублей), что составляет 2,9% от суммы всех кредитов. К этой сумме необходимо добавить кредиты c признаками индивидуального обесценения в сумме 30,2 млрд рублей (корпоративным клиентам). Итого, плохих кредитов у МКБ было на сумму 49,5 млрд рублей. Из общей суммы в 666,7 млрд рублей. То есть, 7,4% всех кредитов являются кредитами не первой свежести. Это очень скромно на фоне средних показателей по российской банковской системе. Только просроченными в системе были 6,3% против 2,9% у банка.
Ещё раз. Просроченных кредитов у МКБ было на сумму 19,3 млрд рублей. Резервов под обесценение кредитов банк сформировал на сумму 40,2 млрд рублей. На первый взгляд, неплохо. Резервы сформированы с некоторым избытком. Консервативно. Если не учитывать, что общая сумма плохих кредитов у МКБ была на ту же дату 49,5 млрд рублей. Теперь количество резервов уже не кажется избыточным.
Анализ кредитов по отраслям экономики показывает, что банк не увлекается кредитованием особо рискованных отраслей. Сдача недвижимости в аренду (62,5 млрд рублей, или 9,4% от всех кредитов до вычета резервов) лишь на четвёртом месте после населения, химии и еды. Следом идут финансы (59,2 млрд рублей, или 8,9% от всех кредитов до вычета резервов). Строительство и девелопмент находится на седьмом месте (45,8 млрд рублей, или 6,9% от всех кредитов до вычета резервов). К сожалению, такое понятие, как торговля, размазаны в отчётности банка по нескольким строчкам, которые могут означать не только торговлю, но и производство. Корректно подсчитать не получится.
Кредиты связанным сторонам составляли 18,4 млрд рублей при собственном капитале банка в размере 103,4 млрд рублей. То есть, МКБ укладывается в рамки норматива Н25 – максимальный размер риска на связанное с банком лицо или группу связанных лиц не должен превышать 20% от капитала.
В целом, в годовой отчётности МКБ ничего страшного не наблюдается.
Отчётность за II квартал 2017 года.
В первом полугодии 2017 года прибыль банка выросла по сравнению с тем же периодом 2016 года (с 3,4 млрд рублей до 5,1 млрд рублей). Выросли и все её составляющие.
Активы у банка тоже выросли по сравнению с началом года. На 1,3%, с 1 567,9 млрд рублей до 1 588,9 млрд рублей. Выросли кредиты на 14,6%, с 626,5 млрд рублей до 718,2 млрд рублей. Причём, если кредиты юридическим лицам выросли на 17,8%, с 533,5 млрд рублей до 628,6 млрд рублей, то кредиты физическим лицам сократились на 3,8%, с 93,1 млрд рублей до 89,5 млрд рублей. Выросли вложения в ценные бумаги на 20,8%, с 129,8 млрд рублей до 156,8 млрд рублей. Выросли денежные средства на 7,2%, с 373,3 млрд рублей до 400,0 млрд рублей.
Если всё перечисленное росло быстрее активов, то что тогда упало? Упали кредиты банкам. Они сократились аж на 31,8%, с 403,5 млрд рублей до 275,1 млрд рублей. Кажется, здесь видны последствия начала кризиса БОМП. МКБ начал быстро-быстро сокращать свои вложения в другие банки.
В пассивах интересно сокращение депозитов ЦБ. Они снизились почти в половину (44,9%), с 247,2 млрд рублей до 136,1 млрд рублей. Интересно, что депозиты от банков упали не столь значительно, как кредиты банкам. Всего на 10,1%, с 381,6 млрд рублей до 343,2 млрд рублей. Интересен также рост собственного капитала банка почти в полтора раза (49,3%), с 103,4 млрд рублей до 154,4 млрд рублей.
Двигаемся дальше. Как было сказано выше, денежные средства выросли. Но в разбивке присутствуют очень любопытные детали. Значительно (на 65,6 млрд рублей) сократились счета типа "Ностро" в банках "С кредитным рейтингом от BBB+ до BBB-". И одновременно сильно выросли (на 71,9 млрд рублей) средства в банках, не имеющие кредитного рейтинга. В денежных средствах сильно выросли сделки обратного репо – на 37,3%, с 228,6 млрд рублей до 313,5 млрд рублей.
Ситуация в разделе "Депозиты в банках и других финансовых институтах" почти не изменилась, за исключением того, что сам раздел сдулся аж на 31,8%. Опять почти все кредиты (266,6 млрд рублей из 275,1 млрд рублей) представляют собой сделки обратного репо. Доля кредитов банкам, не имеющих присвоенного кредитного рейтинга, выросла по причине сокращения прочих кредитов.
В финансовых инструментах, оцениваемых по справедливой стоимости, изменения не существенны.
В ценных бумагах, имеющихся в наличии для продажи, увеличилась сумма, вложенная в облигации, но сократилась сумма обременения по сделкам репо. Общий итог – ценные бумаги выросли на 28,9%, с 45,9 млрд рублей до 59,2 млрд рублей.
Теперь перейдём к кредитам. Корпоративные кредиты за полгода выросли на 17%, а кредиты населению сократились на 3,7%. Резервы в абсолютных цифрах выросли с 40,2 млрд рублей до 42,7 млрд рублей, а в относительных цифрах сократились с 6,03% до 5,61%. Просроченные кредиты также выросли в абсолютных цифрах с 19,3 млрд рублей до 19,5 млрд рублей, а в относительных цифрах также сократились с 2,89% до 2,56%. А вот обесцененные кредиты за полгода выросли быстрее, чем рос корпоративный кредитный портфель. Поэтому, они выросли и в абсолютных (с 30,2 млрд рублей до 52,6 млрд рублей), и в относительных (с 5,34% до 7,92%), цифрах. В итоге, доля плохих кредитов также подросла с 7,43% до 9,47%.
В общем, и в полугодовой отчётности МКБ тоже ничего страшного не наблюдается.
Факты и слухи.
До июля сего года про МКБ также не было известно ничего страшного.
Fitch в июне 2017 года понизило рейтинги МКБ на одну ступень до уровня "BB-". Агентство объяснило понижение рейтингов, прежде всего, увеличением объёма активов, которые Fitch считает потенциально высокорисковыми. Понижение также учитывает значительный двойной леверидж на уровне холдинговой компании МКБ, что может повлечь за собой необходимость направлять дивиденды в холдинговую компанию и/или что ликвидность от банка потребуется для обслуживания долга холдинговой компании.
Fitch выявило значительный объем (127 млрд. рублей на конец 2016 года, что равно 1,2x основного капитала по методологии Fitch в конце 1 кв. 2017 года) потенциально высокорисковых кредитов, обратного репо, межбанковских размещений и облигационных размещений, которые попадают в категорию работающих, хотя часть их была реструктурирована. Такие активы увеличились с 74 млрд. рублей в конце 1 кв. 2016 года в основном ввиду переоценки агентством степени риска по некоторым активам, а также ввиду умеренной дополнительной выдачи таких активов/кредитов.
S&P global ratings в июле 2017 года пересмотрело прогноз по рейтингам МКБ с "Негативного" на "Стабильный" и подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги банка на уровне "BB-/B". В то же время, агентство считает, что собственная кредитоспособность банка значительно хуже, и находится на уровне "b+"
Вроде пока ничего кошмарного не просматривается. Ситуация не лучше, но и не хуже, чем у многих других российских банков.
Пока 11 июля на "Форуме банковских аналитиков" некто с ником "кофемания" не написал [орфография и пунктуация оставлена авторская]: "упорно не понимаю, а чего при упоминании Открытия и Бина, не мелькают параллельно имена МКБ и ПСБ, там схем не меньше, а стройки акционеров столько, что мама не горюй. вся эта четверка, если кого-то одного из тронут, пойдёт по миру, т.к. друг на друге они ОЧЕНЬ плотно завязаны".
Вот после этого и началась история
"БОМП".
Сама эта аббревиатура появилась несколько позже, 27 июля, на "Смартлабе" в тексте "Седой и Гном – в ожидании бури".
В первой декаде августа дровишек в костерок подкинула "Международная финансовая корпорация" (IFC), выйдя из капитала банка. В том же августе (ещё до письма "аналитика Гаврилова") началась распродажа облигаций БОМП, в том числе и облигаций МКБ. А инвестиционные менеджеры, включая Banque Audi (Suisse) SA, рекомендовали избегать этих облигаций.
А 16 августа взорвалась информационная бомба. "Ведомости" опубликовали письмо "аналитика Гаврилова", который всего на всего предостерёг своих клиентов от покупки облигаций банков БОМП. Всего через две недели после этого центробанку пришлось спасать банк "Открытие" от банкротства. Сейчас всё чаще и уверенней на рынке говорят о том, что субординированные облигации банка "Открытие" будут списаны в капитал. Соответственно, их держатели потеряют всё. О чём, собственно, и предупреждал "аналитик Гаврилов".
Аналитик Максим Осадчий выявил, что между банками БОМП действительно существует реальная связь. У одних есть общие акционеры, других связывают общие инвестиции, у третьих связь проявляется на межбанковском рынке.
А пока самые разнообразные слухи о будущем БМП бродят по рынку,
"облигации МКБ продолжают падать в цене". Доходность 11-го выпуска, с погашением в июне 2018 года, в начале сентября выросла до почти 28% годовых.
Владельцы облигаций что-то знают? Или пока только подозревают?
Выводы.
Итак, в очередной раз мы видим банк с более-менее приличной отчётностью, можно даже сказать – с очень хорошей отчётностью. Однако, рыночные слухи и интуиция подсказывают, что этой отчётности верить нельзя. Банк чем-то напоминает яблоко – красивое снаружи, но червивое изнутри. Но насколько он червивый, сможет сказать только временная администрация.