Помните, в начале ноябре 2020 года на огромных просторах нашей необъятной Родины нашёлся один поистине уникальный банк? Это был
"Энергомашбанк". Его нашёл некто Sergio Fedosoni, и поделился своей находкой с общественностью. Уникален банк был своей отчётностью. На фоне огромных коронавирусных проблем в российской и мировой экономиках, "Энергомашбанк", согласно своей отчётности, никаких проблем не испытывал. Абсолютно никаких. Это притом, что 94% от всех кредитов банка были выданы торговле и сфере услуг. Стоит напомнить, что именно эти отрасли были одними из самых пострадавших.
Sergio Fedosoni явно испытал когнитивный диссонанс. Общественность тоже. Как так, такие поистине финансовые гении, и до сих пор не работают в ЦБ или в министерстве финансов? Очевидно, всеобщее негодование достигло ушей и глаз регулятора, и он решил внимательнее присмотреться к работе этих талантливых финансистов.
И что вы думаете? Товарищи таки перешли на работу в ЦБ на руководящие должности? Если посмотреть на результаты работы
"Энергомашбанка" после привлечения к нему внимания общественности и регулятора, в реальность подобного развития событий закрадываются очень большие сомнения.
Внезапно, резервы на возможные потери по ссудам юридическим лицам выросли более чем в два раза всего за один месяц. На 1 октября их было всего 764,797 млн рублей, а уже 1 ноября их стало уже 1799,143 млн рублей. И это был не случайный всплеск. На 1 декабря резервы, хотя и слегка сократились, но остались на очень высоком уровне 1684,141 млн рублей. По отношению к портфелю кредитов юридическим лицам резервы выросли с 4,8% до 11,1% и 10,4% соответственно.
Возможно, данный факт является скромным свидетельством того, что в ЦБ не очень поверили в гениальность руководителей банка. Не поверили также и в адекватность создаваемых банком резервов. Ибо складывалось впечатление, что резервы эти и окружающая банк действительность находились в параллельных вселенных, и не пересекались. И потому попросил регулятор досоздать резервы. Что и было банком исполнено.
Но вот адекватность отражённой в отчётности величины просроченной задолженности продолжает вызывать огромные сомнения. Посудите сами. В течение четырёх месяцев с 1 июля по 1 октября их величина колебалась в достаточно узком диапазоне 418,3-423,6 млн рублей. А потом вдруг начала резко снижаться. Сначала до 278,9 млн рублей (на 1 ноября), а потом и до вовсе смешных 150,9 млн рублей (на 1 декабря).
И до падения-то доля просрочки в кредитах составляла достаточно смешные 2,6-2,9%. Это на фоне огромных проблем в российской экономике в виде падения ВВП и снижения благосостояния граждан. И на фоне того, что банк почти все кредиты выдавал торговле и сфере услуг. А после произошедшего падения просрочки её доля превратилась в совсем уже мизерные 1,7% и 0,9% соответственно.
Это как это? Так можно было?
Давным-давно, в ноябре 2009 года, я уже видел столь же офигительную по красоте и нереальности отчётность банка. Тот банк показывал в своей отчётности долю необслуживаемых кредитов по МСФО на 1 июля 2009 года в размере всего 2,2% от общего кредитного портфеля. Это был
"Банк Москвы". Тогда, напомню, бушевал российский и мировой экономический кризис. А у "Банк Москвы" в отчётности наблюдалась поистине божья благодать. И что же? Проходит всего один год, и
"ВТБ вынуждают купить "Банк Москвы". Хотя он явно этого не хочет. Проходит ещё полгода, и выясняется, что
"дыра в капитале "Банка Москвы" достигает нескольких сотен миллиардов рублей.
Как бы та ситуация не повторилась вновь…