Аудиторская компания КПМГ в своём заключении об отчёте банка за 2016 год по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) написала очень тревожные фразы: "В связи с тем, что у ПАО "М2М прайвет банк" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение 2017 года банком ["Азиатско-Тихоокеанским банком" (АТБ)] должны быть досозданы значительные суммы резервов на возможные потери по указанным выше остаткам в соответствии с требованиями РПБУ и Банка России, что может привести к нарушению банком [АТБ] ряда обязательных нормативов. Неопределённость относительно влияния досоздания резервов на возможные потери на значения обязательных нормативов, наряду с неопределённостью относительно дальнейших действий в адрес банка [АТБ] со стороны Банка России и прочими обстоятельствами, изложенными в примечании 41 ["допущение непрерывности деятельности"] к консолидированной финансовой отчётности, указывают на наличие существенной неопределённости которая может вызвать значительные сомнения в способности группы [АТБ] продолжать свою деятельность непрерывно"
В переводе с юридического, витиеватого, и почти Эзоповского, языка на обычный, разговорный, язык, это означает, что аудитор сомневается в жизнеспособности "Азиатско-Тихоокеанского банка", и не исключает его банкротства в ближайшем будущем. Если, конечно, акционеры не помогут своему банку деньгами.
Давайте посмотрим на эту отчётность, которая привела аудитора к таким печальным выводам.
По данным аудитора, на 31 декабря 2016 года у АТБ имелись кредиты, выданные ООО "ФТК", Ви.Эм.Эйч.Уай холдингз лимитед и Вдовину А.В., чистой балансовой стоимостью 5,134 млрд рублей, по которым аудитор не имеет доказательств возможности их погашения. Кроме того, АТБ на ту же дату имел на счетах в "М2М прайвет банке" (как сказано выше – у банка отозвана лицензия) средства чистой балансовой стоимостью 3,682 млрд рублей, по которым аудитор также не имеет доказательств возможности их погашения. Итого, у "Азиатско-Тихоокеанского банка" есть активы на общую сумму в 8,816 млрд рублей с весьма туманными вероятностями их возврата. Какую долю эта цифра занимает в активах банка? На 1 января 2017 года активы банка составляли 139,388 млрд рублей. Таким образом, доля активов, которые, как минимум, следует считать обесцененными, составляет 6,3%.
С одной стороны, вроде бы, это не так много. Но, с другой стороны, вероятнее всего, эту цифру необходимо прибавить к цифре доли официально озвученных банком "плохих" кредитов. Потому что АТБ создал явно недостаточно резервов по указанным выше кредитам.
Так, например, на странице 51 отчёта сказано, что АТБ создал резервы под обесценение по средствам, размещённым в других банках, в сумме 2,897 млрд рублей. Это явное нарушение инструкций и положений ЦБ. В "М2М прайвет банке" находятся 6,579 млрд рублей, этот банк лишён лицензии, поэтому резервы должны были быть созданы на всю сумму размещённых в нём средств. Недостаток резервов составляет как раз указанную аудитором сумму в 3,682 млрд рублей.
Аналогичная ситуация с другими кредитами, указанными аудитором.
На странице 53 отчёта сказано, что АТБ создал резервы под обесценение по кредитам корпоративным клиентам в размере 3,234 млрд рублей при том, что просроченным на разные сроки являются кредиты на сумму 3,515 млрд рублей. Есть сомнения, что созданные банком резервы содержат хотя бы рубль по указанным аудитором кредитам.
На странице 54 отчёта сказано, что АТБ создал резервы под обесценение по кредитам розничным клиентам в размере 13,675 млрд рублей при том, что просроченным на разные сроки являются кредиты на сумму 17,551 млрд рублей. Мало того, что резервов создано явно недостаточно. Так, и опять-таки, есть сомнения, что созданные банком резервы содержат хотя бы рубль по указанным аудитором кредитам.
Практика многих российских банков показывает, что резервы они создают в недостаточных количествах в том случае, если их создание в необходимом объёме может привести к нарушению ключевого обязательного норматива – норматива достаточности капитала. По состоянию на 31 декабря 2016 года норматив Н1.0 составлял 9,82% при минимально допустимом значении 8,0%. То есть, формально, АТБ норматив не нарушает, но запас при этом не очень большой. Складывается впечатление, что и в данном случае речь можно вести о подобном поведении.
Есть ещё одна проблема с "Азиатско-Тихоокеанским банком". И она гораздо больше, чем нехватка капитала. Это акционер банка – Андрей Вдовин. В прессе давно уже муссируются разные не очень приятные слухи и факты об этом человеке.
Например, принадлежавший ему "Экспобанк" в 2001 году упоминался в статье одной из деловых газет в деле об отмывании денег. А после продажи этого банка в 2008 году английскому Barklays за 4 капитала, разразился новый скандал. Якобы, очень многие средства в проданном банке были размещены под нереально высокие проценты. Гораздо выше рыночных. И Вдовина даже попросили забрать этих клиентов.
Вдовин, пусть косвенно, но, всё же, причастен к банкротству "Байкалбанка". В сентябре 2015 года он взял в этом банке кредит на сумму 204 млн рублей, и вскоре перестал его обслуживать. В августе 2016 года "Байкалбанк" лишился лицензии. В ноябре того же года Хамовнического районного суда Москвы обязал Вдовина вернуть деньги банку с процентами.
Вдовин, как акционер, причастен к банкротству "М2М прайвет банка", и, возможно, к уголовно наказуемым деяниям. В декабре 2016 года у этого банка была отозвана лицензия. А в мае 2017 года ЦБ официально сообщил, что
"Руководство и собственники "М2М прайвет банка" занимались выводом активов из банка".
Структуры Абрамовича и Абрамова в декабре 2016 года через суд потребовали возврата Вдовиным 150 млн долларов, взятые им на развитие сети супермаркетов "Азбука вкуса", в которых последний является акционером.
И вот теперь проблемы докатились уже до "Азиатско-Тихоокеанского банка". Прибыли и собственных средств у банка явно недостаточно, чтобы решить финансовые проблемы, связанные с обанкроченным "М2М прайвет банком" и собственным акционером Вдовиным. Хуже того, этот акционер может быть дисквалифицирован регулятором за свои прошлые грехи. Согласно правилам ЦБ, участие в управлении банком, лишённым лицензии, негативно влияет на деловую репутацию. Неудивительно, что появились слухи о том, что ЦБ потребовал о снижении Вдовиным своего участия в акционерном капитале АТБ до менее 10%, и отстранения его от управления банком.
То есть, банку срочно требуется новый акционер. Причём, такой акционер, который захочет и сможет влить в банк несколько миллиардов рублей. Найдётся ли такой в сегодняшней обстановке, сложившейся в российской банковской системе? Это очень сложный вопрос.
На иностранцев рассчитывать не приходится. Они с 2009 года планомерно сокращают своё присутствие в российской банковской системе, продавая принадлежавшие им банки и уходя из страны (смотри текст
"Иностранным банкирам всё меньше и меньше нравится Россия. Очередной банк сворачивает операции. Настал черёд норвежцев").
Наши же, доморощенные, инвесторы много платить не собираются. Уже появились случаи, когда продавец банка вообще не получил живых денег за свой банк (смотри текст
"Александр Кашин не получил живых денег от продажи банка "Александровский").
Получается, что аудитор "Азиатско-Тихоокеанского банка" прав. Действительно существуют значительные сомнения в способности этого банка продолжать свою деятельность непрерывно. Клиентам стоит задуматься над этим. Серьёзно задуматься.