|
4.03.17/22:17 "Татфондбанк", наконец, умер. Следующий "Ак барс"?
ЦБ нашёл в себе смелость сделать то, что должен был сделать уже давно – отозвал лицензию у "Татфондбанка". За этот смелый, может быть, даже мужественный шаг, можно только аплодировать главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. Ведь она родом из той же самой республики, что и банк. Но, не побоялась. Молодец.
Долгое время республика Татарстан считалась образцом для подражания. В предыдущий кризис 2008-2009 годов ни один татарстанский банк не пострадал. Да и в этот кризис банковская система республики долгое время держалась. Но в 2016 года плотину прорвало. Банки начали дохнуть, как мухи, один за другим. Первой ласточкой стал банк "Камский горизонт", лишившийся лицензии 11 ноября 2016 года. А в декабре 2016 года проблемы в банковской системе республики начали расти, как снежный ком.
"Татфондбанк" стал спусковым крючком системного банковского кризиса в республике. Сначала ЦБ был вынужден объявить мораторий на удовлетворение требований кредиторов, и ввести временную администрацию, в "Татфондбанк" (15 декабря 2016 года). После его фактической клинической смерти ещё несколько банков (связанных, или даже не связанных, с ним) ограничивали или даже полностью останавливали свою работу. Зашатались "Интехбанк", "Радиотехбанк", "Тимер банк" и "Татагропромбанк". В результате, ЦБ был вынужден объявить мораторий на удовлетворение требований кредиторов, и ввести временную администрацию, в "Интехбанк" (23 декабря 2016 года). "Булгар банк" потерял лицензию 16 января 2017 года. В феврале зашатался "Анкор банк". В начале марта "Анкор банк", "Интехбанк" и "Татфондбанк" потеряли лицензию.
Интуиция подсказывает, что это ещё не конец. До полного разгрома банковской системы республики Татарстан ещё очень и очень далеко. В этом регионе ещё остаются весьма лакомые кусочки для передела собственности. Ведь это уже давно стало классикой – падающего подтолкни. Особенно, когда пирожок явно сжимается, и на всех его уже не хватает. В такие моменты каждый сам за себя, и с удовольствием заберёт себе чужой кусочек тающего на глазах пирожка.
Но сначала закончим с "Татфондбанком". ЦБ созвал пресс-конференцию для узкого круга ограниченных людей, на котором рассказал очень много интересных фактов. ЦБ мог бы расширить список приглашённых на пресс-конференцию журналистов за счёт видеоконференцсвязи (ведь "Татфондбанк" работал не только в Казани и Москве, и в других регионах его присутствия вполне могли оказаться заинтересованные журналисты), но не стал этого делать. Как говорится, бог ему судья. О фактах.
В ночь перед отзывом лицензии у "Татфондбанка", по его душу проходил самый настоящий мозговой штурм в Москве и Казани. Была осуществлена последняя попытка спасти этот банк. Она оказалась неудачной. И виноваты в этом, на мой сугубо субъективный взгляд, исключительно акционеры и кредиторы "Татфондбанка". Татары, похоже, хотели ограничиться минимумом собственных средств при спасении этого банка. Львиную долю, по их представлениям, должна была заплатить Москва. Увы и ах, халява не прокатила. Косвенно эту версию подтвердил заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин, заявивший: "Акционеры предложили очень ограниченную поддержку, которой не было достаточно, чтобы восстановить финансовое положения банка".
На пресс-конференции выяснилось, что ЦБ уже весной 2016 года знал о том, что "Татфондбанк" "находится в тяжелейшем финансовом положении", что "капитал утрачен", что "потеря ликвидности может наступить в любой момент". Всё это время происходило перетягивание каната на тему – кто будет оплачивать продолжение банкета? Цифры "дыры" в балансе банка, как обычно бывает в подобных случаях, постоянно росли. До введения временной администрации речь шла о 43 млрд рублей, на 1 февраля эта сумма выросла до 97 млрд рублей, сейчас ЦБ говорит уже о 120 млрд рублей. На спасение банка пришлось бы выделять 220-230 млрд. рублей, что при объёме страховых выплат в размере 54 млрд. рублей выглядит экономически нецелесообразным.
Власти Татарстана, как основной акционер "Татфондбанка", на словах постоянно демонстрировали желание спасти банк. Ограничусь лишь цитатами президента республики Татарстан Рустама Минниханова. Их вполне будет достаточно. 13 декабря 2016 года он заявлял журналистам, что власти Татарстана поддержат банк: "В меру наших возможностей мы всегда готовы помогать". Подчеркнув при этом, что слияния с крупнейшим банком республики "Ак Барсом" не будет. 12 января 2017 года он заявил: "Мы, конечно же, готовы оказать всяческое содействие, если будет определён санатор. У нас есть возможности какие-то поддержки, и мы понимаем, что для нас это очень важный проект". 14 января 2017 года на XXVI конференции татарстанского регионального отделения всероссийской политической партии "Единая Россия" он заявил: "Сегодня органами власти ведётся вся необходимая работа, и есть уверенность, что с данными проблемами мы справимся". 18 января 2017 года в кулуарах форума в Давосе он заявил журналистам: "Есть предварительное обсуждение (bail-in). Но нужен санатор, с ним нужно говорить, с санатором. Пока нет, к сожалению [определённости с кандидатурой санатора], вот ждём. Мы готовы в любой форме оказывать содействие санатору… Если придёт санатор, мы тоже будем искать ресурсы, активы, которые позволят санатору решить эту задачу… Мы не будем сторонними наблюдателями, будем активно поддерживать".
Однако, на деле власти республики не очень рвались спасать тонущий банк. Так, ещё в декабре 2016 года "Ведомости" сообщали, что ЦБ приглашал представителей банков на встречу с Рустамом Миннихановым, но большинство приглашённых общение после встречи продолжать не стали. Тогда же хорошо информированный источник татарстанского издания "Бизнес online" сказал следующее: "Принято решение помогать и развивать только один банк".
Как же тогда объяснить появление за 3 дня до отзыва лицензии сообщения о том, что холдинг ТАИФ (контролирует 96% химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана), якобы, готов стать стратегическим инвестором "Татфондбанка"? Это похоже на попытку властей Татарстана переложить ответственность за смерть своего банка на руководство ЦБ. Типа, мы сделали всё, что могли, мы до последнего боролись за спасение банка, а вот злой центробанк всё время вставлял нам палки в колёса.
Однако, стоит напомнить о том, что именно власти Татарстана являлись крупнейшим акционером "Татфондбанка". В их силах было не допустить банкротства банка. Но они этого не сделали. Или не смогли, или не захотели. В результате отзыва у банка лицензии, власти республики Татарстан понесут большие репутационные потери. Если власти знали, что банк фактически разворовывается, и не пресекли это, то всех причастных к этому республиканских чиновников надо арестовывать, и сажать в камеру рядом с арестованным на днях бывшим председателем правления банка Робертом Мусиным. А если власти не знали этого, то они, или "лохи позорные", которых обвели вокруг пальца "Мусин и компания", или абсолютно безграмотные непрофессионалы, неспособные управлять банком. Или всё, вместе взятое. Кто эти люди? Председателем совета директоров банка являлся премьер-министр республики Татарстан Ильдар Шафкатович Халиков. Членами совета директоров банка были заместитель министра финансов республики Татарстан Данил Вертолиевич Волков и заместитель министра земельных и имущественных отношений республики Татарстан Фарит Шагитович Мусин. Остальные члены совета директоров банка, кстати, оказались ничем не лучше перечисленных. Все, или пустые нули, или в доле.
Ну, а теперь займёмся крупнейшим банком Татарстана – "Ак барсом". Почему не вторым банком республики – "Зенитом"? Странно, но про него никаких слухов не ходит, в отличие от первого. Возможно, потому, что ключевым акционером банка "Зенит" является "Татнефть". Во-первых, её репутация не пострадала от банкротства "Татфондбанка". Она не была там акционером, в отличие от властей Татарстана, являющимися акционерами "Ак барса". Во-вторых, у "Татнефти" свободных ресурсов для поддержки своего банка гораздо больше, чем у властей Татарстана для поддержки своего банка.
Давайте сравним цифры "Ак барса" и "Татфондбанка" в отчётности за девять месяцев 2016 года, и посмотрим, что получится в итоге.
Согласно промежуточной сокращённой консолидированной финансовой информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) за девять месяцев 2016 года, ценные бумаги в активах "Ак барса" занимали 15,9% (63,316 млрд рублей). Для справки, у "Татфондбанка" по той же МСФО на ту же дату – 17,3% (38,147 млрд рублей). У обоих в этом разделе есть негатив. У "Ак барса" в портфеле ценных бумаг на 32,035 млрд рублей накуплено акций российских компаний (?!). Это 8,1% от всех активов банка. Да, акции периодически могут приносить дивиденды, но падение их цены может съесть все дивиденды за несколько лет. У "Татфондбанка" акций практически нет, но зато часть ценных бумаг на сумму 10,198 млрд рублей обременены залогом по сделкам репо. Это 4,6% от всех активов банка.
Сколько из купленных "Ак барсом" ценных бумаг приходится на вложения в облигации "Татфондбанка", к сожалению, не сказано. А жаль. Есть только общая цифра вложений в корпоративные облигации – 7,352 млрд рублей. Что касается самого "Татфондбанка", то он выпустил долговых ценных бумаг на 17,279 млрд рублей, плюс еврооблигации на 0,986 млрд рублей. Наверняка, какая-то часть этих облигаций куплена банками. В том числе, и банком "Ак барс". К сожалению, пока неизвестно, кем куплена, и сколько.
Кредиты юридическим лицам в активах "Ак барса" составляли 191,085 млрд рублей (48,2% от активов), кредиты физическим лицам – 37,428 млрд рублей (9,4%), резерв под обесценение кредитного портфеля – 35,781 млрд рублей (9,0%). Резервы у "Ак барса" за девять месяцев выросли с 28,226 млрд рублей до 35,781 млрд рублей.
Кредиты юридическим лицам в активах "Татфондбанка" составляли 127,866 млрд рублей (57,9% от активов), кредиты физическим лицам – 28,926 млрд рублей (13,1%), резерв под обесценение кредитного портфеля – 17,597 млрд рублей (7,9%). Резервы у "Татфондбанка" за девять месяцев упали (?!) с 18,295 млрд рублей до 17,597 млрд рублей.
К сожалению, никаких сведений о просроченной задолженности в отчётности по МСФО у обоих банков нет. Зато такие сведения есть в файле под названием "Пояснительная информация к промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности за 9 месяцев 2016 года".
У банка "Ак барс" просроченная задолженность составляла 17,368 млрд рублей (6,4% от ссудной задолженности, составлявшей 272,478 млрд рублей), плюс реструктурированная задолженность в размере 19,786 млрд рублей (7,3%). Суммарно – 13,7% от ссудной задолженности. Резервы на возможные потери в файле "Пояснительная информация" указаны в размере 25,007 млрд рублей.
У "Татфондбанка" просроченная задолженность составляла 5,378 млрд рублей (3,7% от ссудной задолженности, составлявшей 144,217 млрд рублей), плюс реструктурированная задолженность в размере 4,106 млрд рублей (2,8%). Суммарно – 6,5% от ссудной задолженности. Резервы на возможные потери в файле "Пояснительная информация" указаны в размере 14,067 млрд рублей.
Если бы банк "Ак барс" формировал резервы на возможные потери по ссудам по нижней планке, установленной ЦБ в соответствии с положением №254-П (безнадёжные кредиты – 100% от суммы долга, проблемные кредиты – 51%, сомнительные кредиты – 21%, нестандартные кредиты – 1%), то резервы банка "Ак барс" должны были составлять 35,742 млрд рублей (19,438+4,908+9,320+2,076). Такая цифра следует из данных классификации активов банка по категориям качества, указанных на странице 26. Это минимально возможная оценка. Сам банк указывает в строчке расчётного резерва по ссудной задолженности цифру 40,967 млрд рублей. Это похвальная строгость. Однако, она не реализуется на практике, так как "Ак барс" в реальности сформировал резервов на сумму 28,641 млрд рублей. Недостача от минимума составляет 7,101 млрд рублей. Недостача резервов в 7,101 млрд рублей при собственном капитале в 63,363 млрд рублей – это не очень большая проблема для банка "Ак барс". Норматив достаточности капитала Н1.0 составлял 11,64%.
Если бы "Татфондбанк" формировал резервы на возможные потери по ссудам по нижней планке, установленной ЦБ в соответствии с положением №254-П (безнадёжные кредиты – 100% от суммы долга, проблемные кредиты – 51%, сомнительные кредиты – 21%, нестандартные кредиты – 1%), то резервы "Татфондбанка" должны были составлять 29,412 млрд рублей (10,484+11,797+6,397+0,734). Такая цифра следует из данных классификации активов банка по категориям качества, указанных на странице 37-38. Это минимально возможная оценка. Сам банк указывает в строчке расчётного резерва по ссудной задолженности цифру 29,878 млрд рублей. Это похвальная строгость. Однако, она не реализуется на практике, так как "Татфондбанк" в реальности сформировал резервов на сумму 16,114 млрд рублей. Недостача от минимума составляет 13,298 млрд рублей. Недостача резервов в 13,298 млрд рублей при собственном капитале в 29,488 млрд рублей – это очень большая проблема для "Татфондбанка". Норматив достаточности капитала Н1.0 по отчётности составлял 12,1%. Однако, он не нарушен только потому, что банк создал недостаточно резервов. Если бы резервы были созданы в полном объёме, у ЦБ уже 1 октября 2016 года появились бы основания для отзыва лицензии
Получается, что у "Татфондбанка" даже в открытой отчётности были видны очень большие проблемы. У "Ак барс" проблемы не видны. Это не значит, что их нет совсем. Судя по отчётности, у "Татфондбанка" собственный капитал был положительный, хотя в реальности капитала, скорее всего, не было уже тогда.
Но дело даже не в том, есть ли у "Ак барса" проблемы, или их нет. Дело в том, смогут ли власти Татарстана помочь своему второму банку в случае, если проблемы выплывут наружу, или нет? Опыт с первым "Татфондбанком" убедительно показал, что власти Татарстана помочь не смогут. Даже если захотят. Потому что они сами в долгах, как в шелках. Живых денег у них нет. А вливание недвижимости и/или земельных участков в момент, когда клиенты требуют у банка вернуть им живые деньги, банку никак не поможет. Тот же опыт убедительно показал, что федеральные власти за свой счёт "Ак барс" спасать не будут. Устойчивость банковской системы Татарстана уже очень сильно пострадала из-за одномоментного уничтожения четверти всех активов системы. Доверие к ней упало ниже плинтуса. Доверие к властям Татарстана находится там же. Такой неустойчивой ситуацией вполне могут воспользоваться игроки для передела местного рынка в свою пользу. Сейчас достаточно совсем небольшого толчка, чтобы "Ак барс" зашатался. А потом ещё немного для того, чтобы он упал. Достаточно создать панику среди населения, и они "вынесут" любой банк.
Какой совет можно дать татарстанским властям в нынешней ситуации? Поскольку они уже продемонстрировали во всей красе собственную безграмотность в деле управления своими банками, доведя один из них до банкротства, и продемонстрировали во всей красе собственную безграмотность в деле кризисного менеджмента, то им стоит подумать о том, чтобы продать свою долю в банке "Ак барс", пока за эту долю можно выручить хоть что-то. Иначе, если они потеряют и второй свой банк, следом они потеряют свои насиженные тёплые места. Либо разгневанное население их снесёт, либо федеральные власти.
P.S.: комментарий от банка "Ак барс":
В соответствии с положением ЦБ РФ №254-П фактически сформированный резерв равен сумме расчётного резерва за минусом суммы обеспечения I и II категории качества, таким образом разница между суммой расчётного и фактически сформированного резерва представляет собой стоимость качественного обеспечения, принятого банком по выданным кредитам. Иными словами, возможные потери по кредитам покрыты качественным обеспечением, принятым в залог и нет необходимости создавать по ним резервы. В свою очередь необходимо отметить, что банки создают резервы с целью создания финансовой подушки на покрытие возможных потерь. Достаточный объём созданных резервов может свидетельствовать об осторожном отношении банка к принимаемым кредитным рискам. Особо следует отметить, что несмотря на выросший объем резервов на возможные потери банк демонстрирует рентабельность деятельности.
Согласно отчётности по форме №23 по состоянию на 1.02.2017 норматив достаточности капитала Н1.0 оставил 12,35%, что на 4,35% выше минимально необходимого уровня. Что говорит о хорошем уровне надёжности банка и соответствует уровню крупнейших банков РФ.
Что касается доли просроченных кредитов, то их величина свидетельствует о подходах банка к работе с просрочкой. Банк самостоятельно взыскивает проблемные кредиты, не продавая их за бесценок коллекторам. В отношении просроченных кредитов следует анализировать темп их роста и уровень покрытия просроченных кредитов резервами. Банк оценивает уровень покрытия резервами как достаточный.
Чистая прибыль банка на 1 марта 2017 г. составила 113,3 млн рублей. Банк планирует и в дальнейшем наращивать показатели своей деятельности и увеличивать масштаб бизнеса, согласно утверждённой стратегии роста до 2021 года. Ожидаемое значение чистой прибыли на 2017 г – 700 млн рублей. Основные показатели деятельности банка "Ак барс" стабильно держатся на высоком уровне. Уровень ликвидности превышает минимально требуемое Центробанком РФ значение в 10 раз, а капитал – в 1,5 раза. Это позволит банку выдержать любые волнения рынка и развивать масштаб бизнеса без негативного влияния на финансовую устойчивость. Росту ключевых показателей банка и сохранению стабильности деятельности будет способствовать и увеличение уставного капитала на 10 млрд рублей за счёт допэмиссии акций банка. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|