|
15.05.17/11:33 Какое будущее ожидает банк "МБА-Москва", если его "мама" допустила дефолт, и находится на грани краха?
Крупнейший банк Азербайджана ("Международный банк Азербайджана", МБА) фактически обанкротился. Формально, он ещё жив. И даже пока работает. Но это происходит только потому, что банк оперативно обратился в Нью-Йоркский суд, как пишет сам банк: "С целью признания процесса реструктуризации зарубежных обязательств банка и предотвращения судебных исков со стороны иностранных кредиторов в отношении активов МБА". Банк спрятался от претензий кредиторов на время, пока происходит его реструктуризация. Банк сообщил в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте 13 мая, что "В результате реструктуризации, долги банка в иностранной валюте, привлечённые у определённых финансовых институтов, будут напрямую переданы государству. При этом, как отмечается, план реструктуризации будет осуществляться на основе договорённостей, достигнутых на общем собрании, с участием как минимум двух третей кредиторов. До завершения процедуры передачи долгов правительству реализация валютных обязательств зарубежных кредиторов (за исключением оплаты процентов по сделкам для финансирования торговли) приостанавливается. Что касается других обязательств банка, в том числе операций по всем вкладам юридических и физических лиц, как граждан страны, так и нерезидентов, то их исполнение будет продолжено в текущем режиме".
Банк желает реструктурировать долг в размере 3,3 млрд долларов.
В пресс-релизе от 11 мая банк сообщил, что "Государством уже приобретены токсичные активы МБА стоимостью 9,93 млрд манатов, для оказания ликвидной поддержки в банке размещены депозиты в размере 1,3 млрд долларов и 70 млн. манатов. Кроме того, для содействия капитальной позиции банка в январе 2017 года часть депозитов в размере 600 млн манатов, размещённых в банке государством, были направлены на увеличение капитала". Всех этих мер оказалось недостаточно для спасения банка от банкротства. В самом банке возникшие проблемы объясняют высокими выплатами по процентам, девальвацией маната по отношению к основным иностранным валютам, незавершённостью процесса приобретения государством токсичных активов.
Власти Азербайджана чётко обозначили свою заинтересованность в спасении принадлежащего им банка (основным акционером банка является министерство финансов Азербайджанской республики – 76,73% на 27 января 2017 года). Министр финансов Самир Шарифов заявил: "Восстановление финансовой устойчивости МБА важно для оказания финансовых услуг, которое имеет большую значимость для экономики республики". И дальше: "Государство предпринимает большой шаг для банка и, фактически, увеличивая государственный долг, принимает долги МБА".
Какое отношение банкротство азербайджанского банка МБА имеет к российскому банку "МБА-Москва"? Самое непосредственное. Мало того, что "Международный банк Азербайджана" является материнским банком и единоличным учредителем банка "МБА-Москва". Так и, судя по бухгалтерскому балансу, эти два банка связывают очень крепкие отношения. Настолько крепкие, что могут привести к фактическому банкротству уже российского банка.
На 1 апреля 2017 года структура активов и пассивов банка "МБА-Москва" должна вызвать очень серьёзную озабоченность у всех его клиентов и у российского центробанка. Посудите сами. При активах в 24,293 млрд рублей, подавляющая их часть (78% или 18,967 млрд рублей) вложена в межбанковские кредиты. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что эти межбанковские кредиты есть ничто иное, как кредиты своей дорогой "мамочке" – "Международному банку Азербайджана". Может, не на 100% все эти межбанковские кредиты выданы именно этому банку. Может, всего на 99%. Или на 98%. Это не суть важно. Важно, что "дочка" помогает своей "маме", невзирая на очевидные и циничные нарушения российских нормативов. В частности, норматива Н6 (норматив максимального размера риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков). Согласно положению Банка России № 254-П и положению Банка России № 283-П, этот норматив не должен превышать 25% от собственного капитала банка, который 1 января 2017 года составлял 5,82 млрд рублей. Кстати, норматив Н6 был нарушен уже 1 марта, когда межбанковские кредиты составляли "всего" 2,055 млрд рублей. На самом деле, если посмотреть историю вопроса, то получается, что банк "МБА-Москва" нарушал норматив Н6 с 1 октября 2016 года. А ЦБ на это никак не реагировал. По крайней мере, ни о какой реакции общественности неизвестно.
Но нарушение норматива Н6 – это цветочки. Ягодка в том, что, в результате дефолта и фактического банкротства "Международного банка Азербайджана", по российскому банковскому законодательству, банк "МБА-Москва" обязан создать резервы на возможные потери по ссудам по кредиту своей "маме" на всю сумму выданного ей кредита. То есть, на сумму 18,967 млрд рублей, или близкую к ней (если предположить, что банк выдавал межбанковские кредиты не только своей "маме"). Наш ЦБ должен предельно жёстко потребовать от банка "МБА-Москва" создать такие резервы, как он требует того от других банков. Если он этого не сделает, возникнет вопрос о наличие двойных стандартов в нашем ЦБ. Или о наличие коррупционной составляющей в нашем ЦБ. Если же он это сделает, то банк "МБА-Москва" – банкрот. При создании банком резервов на сумму 18,967 млрд рублей, или близкую к ней, его капитал становится отрицательным, и ЦБ просто обязан отозвать у банка "МБА-Москва" лицензию.
Не менее интересна структура пассивов банка "МБА-Москва". Спасением своей "мамы" российский банк занимается за счёт денег вкладчиков. Преимущественно, за счёт денег физических лиц. Вклады физических лиц на 1 апреля 2017 года составляли 10,075 млрд рублей, средства юридических лиц – 2,187 млрд рублей, средства банков – 3,385 млрд рублей. Итого – 16,152 млрд рублей. Россияне всем миром спасают азербайджанский банк. Причём, спасают неудачно, раз тот объявил о собственном банкротстве.
Что можно порекомендовать потенциальным и действующим клиентам банка "МБА-Москва"? Держаться от этого банка как можно дальше, а все деньги как можно быстрее из него забрать. Пусть спасением азербайджанского банка занимается кто-то другой.
Пресс-служба банка "МБА-Москва" не ответила на вопрос редакции. В случае, если ответ всё же появится – он будет добавлен в текст статьи. На момент публикации ответа от ЦБ также не была. Если он появится – он также будет добавлен в текст статьи.
P.S.:
Ответ пресс-службы банка "МБА-Москва": "Банк "МБА-Москва" не имеет внешних заимствований, и процесс реструктуризации внешнего долга материнской структуры – МБА, ни прямо, ни косвенно не отразится на текущей деятельности кредитной организации. Банк работает по российской банковской лицензии, соблюдает все нормативы регулятора, успешно проходя все плановые проверки в ходе надзора Центрального Банка РФ. В течение 2016 года банк планомерно сокращал и выводил с баланса рискованные активы, что, в свою очередь, повлияло на сокращение общего размера активов кредитного учреждения, при этом был докапитализирован материнским банком на сумму более 30 млн долларов. Сегодня, в сложившихся рыночных условия, банк проводит взвешенную консервативную кредитную политику, в том числе, создав резервы в более чем достаточном размере для проведения текущих активных операций.
Ответ пресс-службы ЦБ: "Банк России не комментирует действующие банки". Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|