После статьи об объединённом "Бинбанке" (смотри статью
"Бинбанк" умер. Да здравствует "Бинбанк"?") у меня стали спрашивать про состояние банка "Открытие". Я о них уже немного писал (смотри статью
"Стресс-тесты российских банков, как начало системного банковского кризиса в России"), но, раз уж читатели просят, решил присмотреться к нему повнимательней.
Для этого изучил консолидированную финансовую отчётность ПАО банк "Финансовая корпорация открытие" и его дочерних организаций за первую половину 2016 года. Активы банка за полугодие снизились на 8,2%. Кредиты клиентам уменьшились на 11,5%. В этом нет никакой интриги, и нет ничего страшного. Тем более в кризис. Нельзя всё время расти и расти. Тем более, что за последние годы "Открытие" выросло значительно.
На формальную цифру собственного капитала обращать внимания нет никакого смысла. Если начали возникать обоснованные подозрения в том, что даже временная администрация, назначенная Банком России, занимается фальсификацией отчётности (смотри статью
"Банк "Пересвет" опубликовал отчётность, в которой нет никаких признаков проблем. Что это было?"), то что ещё ожидать от простых смертных банкиров? Можно, конечно, надеяться на справедливость поговорки "Что позволено Юпитеру – не позволено быку". Но вся многолетняя практика отзывов лицензий центробанком прямо-таки вопиёт о том, что банков, которые вообще не приукрашивают свою отчётность, в России считанные единицы. Так что идём дальше.
Как и в прошлом году, чистый процентный доход банка за первое полугодие оказался во многом съеден резервами под обесценения кредитов (доход в 17,9 млрд рублей против резервов в 16,4 млрд рублей). В общей массе прибыли до расходов по налогу на прибыль процентные доходы за вычетом резервов составляют 30,6%. С учётом того, что доля кредитов клиентам в активах составляет 74,8%, кредиты многим клиентам банк выдал зря. Но это тоже ещё не является причиной для паники.
Качество кредитного портфеля.
Рассмотрим теперь качество кредитного портфеля. Идём от частного к общему, от маленького к большому.
Всего автокредитов (здесь и далее все цифры на 30 июня 2016 года) 2,81 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 1,274 млрд рублей (45,34% от всех автокредитов), резерв составляет 1,181 млрд рублей (42,03% от всех автокредитов). Налицо недостаточное резервирование.
Всего ссуд по кредитным картам 8,33 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 2,643 млрд рублей (31,73% от всех кредитов по картам), резерв составляет 1,983 млрд рублей (23,81% от всех кредитов по картам). Налицо недостаточное резервирование.
Всего кредитов малому бизнесу 34,834 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 10,726 млрд рублей (30,8% от всех кредитов малому бизнесу), резерв составляет 5,766 млрд рублей (16,56% от всех кредитов малому бизнесу). Налицо жутко недостаточное резервирование.
Всего ипотечных кредитов 73,269 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 8,736 млрд рублей (11,92% от всех ипотечных кредитов), резерв составляет 2,378 млрд рублей (3,25% от всех ипотечных кредитов). Налицо жутко недостаточное резервирование.
Всего потребительских кредитов 91,955 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 34,637 млрд рублей (37,67% от всех потребительских кредитов), резерв составляет 26,588 млрд рублей (28,91% от всех потребительских кредитов). Налицо недостаточное резервирование.
Всего корпоративных кредитов 2 156,665 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 99,501 млрд рублей (4,61% от всех корпоративных кредитов), резерв составляет 59,338 млрд рублей (2,75% от всех корпоративных кредитов). Налицо недостаточное резервирование.
Если всё просуммировать, то получится, что кредитов выдано 2 367,853 млрд рублей, из них просрочено на разные сроки 157,517 млрд рублей (6,65% от всех кредитов), резерв составляет 97,234 млрд рублей (4,11% от всех кредитов). Налицо недостаточное резервирование.
Если бы банк создал резервы, как это делал среднестатистический российский банк, то ему пришлось бы их создавать в размере 157,517*1,8=283,531 млрд рублей (8,3% от всех кредитов) (смотри график
"Динамика покрытия просроченной задолженности резервами"). Разница между реальными резервами и желательными резервами составляет 283,531-97,234=186,297 млрд рублей. Эту разницу, естественно, пришлось бы вычесть из собственного капитала, который составляет 188,382 млрд рублей. Неудивительно, что этого сделано не было. Потому что, иначе, капитал, хотя и остался бы в положительной области, банк явно нарушил бы норматив достаточности капитала.
Необходимые резервы можно посчитать и по-другому. В отчётности в разделе №7 (ссуды, предоставленные клиентам) на странице 24 по корпоративным кредитам и кредитам малому бизнесу есть очень интересные разделы, называемые "Нестандартные ссуды" и "Сомнительные ссуды". А также есть разбивка по срокам просрочки. Согласно положению №254-П, банк должен создавать резервы по нестандартным ссудам в размере 1%, по сомнительным ссудам в размере 21%, по проблемным ссудам в размере 51%, по безнадёжным ссудам в размере 100%. Если предположить, что кредит, просроченный свыше 365 дней – это безнадёжный кредит, а кредит, просроченный меньше 365 дней – это проблемный кредит, то тогда банк должен был сформировать резервы в размере 130,393 млрд рублей вместо реально сформированных 97,234 млрд рублей. В этом случае собственный капитал, конечно, положительный, но вот соблюдение норматива достаточности капитала уже вызывает сомнения. Неудивительно, что резервы так банком не считались. Удивительно, что у ЦБ к банку нет никаких вопросов.
Недостаточность резервов – это цветочки.
Но и это ещё не всё. Самое вкусное, как обычно, оставляется на потом. Это самое "потом" пришло. Вернёмся к корпоративным кредитам. Напомню, что они составляют 2 367,853 млрд рублей до вычета резервов, или 76,7% от всех активов. Кому же банк одолжил эти деньги? Львиную долю этих средств получили компании, осуществляющие брокерские операции и операции с ценными бумагами – 1 398,621 млрд рублей, или 45,3% от всех активов.
И тут я вспоминаю о том, как начиналась "Великая депрессия" 1929 года в США. И мне становится дурно. Да, ссуды, обеспеченные залогом ценных бумаг, составляют у банка 1 511,778 млрд рублей. То есть, можно предположить, что все кредиты брокерам обеспечены залогами. Поэтому, они, эти кредиты, с точки зрения надзора, и с точки зрения учебников по банковскому бизнесу, сегодня считаются надёжными. И завтра будут считаться надёжными. И послезавтра. Ровно до тех пор, пока ценные бумаги, под залог которых были выданы кредиты, не начнут падать в цене. А, как только это случится, к брокерам, как в таких случаях шутят специалисты рынка ценных бумаг, придёт "Коля маржин". По-научному – маржин-колл (от английского Margin call, что дословно значит – требование о марже). В 1929 году от прихода "Коли маржин" в США сначала разорилась куча брокеров, а следом разорилась куча американских банков, кредитовавших этих брокеров.
Пресс-служба банка "Открытие" за целую неделю так и не смогла мне ответить на очень простые вопросы – "Кому выдавались эти кредиты?", "Какие ценные бумаги покупались на эти кредиты?", "На какой срок выдавались эти кредиты?", "Какие условия Margin call по этим кредитам?". Вообще ничего не ответили. Я, в общем, не удивляюсь. Ибо в этих кредитах брокерам заложена огромная мина замедленного действия. Даже если на все 1,4 трлн рублей были куплены облигации, которые во всём мире считаются более надёжными ценными бумагами по сравнению с акциями, и, тем более, по сравнению с производными инструментами (всякими фьючерсами, опционами и прочим) – лично меня это не слишком утешает. Считать облигации совсем безрисковым инструментом может только очень недалёкий человек. Даже государственные облигации нельзя считать безрисковым инструментом. Они могут прекрасно падать в цене. Они могут падать в цене даже в разы. И история знает множество примеров разорения брокерских и инвестиционных компаний, работавших исключительно с облигациями.
Кроме кредитов брокерам, банк и сам накупил разных ценных бумаг на 359,699 млрд рублей. Примерно треть этой суммы составляют еврооблигации правительства РФ. Ещё примерно треть суммы составляют корпоративные облигации и еврооблигации. То есть, на вложения в ценные бумаги приходится 1 758,320 млрд рублей, или 56,9% от всех активов банка.
Итог.
Итак, что можно сказать про финансовое положение банка "Открытие"? Во-первых, оно печально уже сегодня, потому что банк явно создал резервов на потери по ссудам в недостаточном объёме. С какой точки зрения не посмотри – резервов недостаточно. Во-вторых, оно может оказаться ещё более печальным завтра, когда начнут резко падать в цене ценные бумаги, купленные заёмщиками банка, и купленные самим банком. А они неизбежно будут падать, когда начнёт падать цена на нефть. Потому что экономика РФ всецело зависит от этого фактора (смотри график
"ВВП России и цена на нефть"). Она зависит от цены на нефть на 95,6%. Всё остальное вторично. И санкции вторичны. И глупость российских властей вторична. И те, и другие, конечно, вносят свою лепту в российский экономический кризис. Но клиентам банка "Открытие" следить нужно не за новыми или старыми санкциями, и не за очередной глупостью российских властей. Им нужно следить за ценой на нефть. Когда нефть упадёт ниже 30 долларов за баррель – стоит напрячься. Когда нефть упадёт ниже 20 долларов за баррель – пожалуй, стоит начинать искать другой банк, менее завязанный на рынок ценных бумаг. Следует также понимать, что указанные цифры цены нефти условные. Как говорится, плюс-минус лапоть.
Насколько велика вероятность поддержки государством банка "Открытие"? Эта вероятность, конечно, гораздо больше, чем у "Бинбанка". Хотя бы потому, что на 30 июня 2016 года банк "Открытие" был в три раза больше "Бинбанка". И, соответственно, на эту дату занимал почти 4% от российской банковской системы. Это очень много. Но слишком сильно надеяться на безусловную помощь властей я бы не стал. Всё будет зависеть от наличия денег у властей к моменту, когда их помощь потребуется. И от желания эту помощь оказать.