В декабре 2020 года российские власти озаботились быстрым ростом цен на сахар и подсолнечное масло. Да, рост цен был действительно значительный. Цифры роста в процентах двузначные. Решение проблемы властями было найдено очень быстро. Потому что оно было простым и понятным любому чиновнику, независимо от страны происхождения – зафиксировать цены на достигнутом текущем уровне, запретив розничной и оптовой торговле повышать их некоторое время.
Фиксация цен на сахар и подсолнечное масло не смогла затормозить рост цен на остальные продукты питания. Они продолжали быстро дорожать. Удивительно, правда? Никогда такого не было, и вот опять. Министр экономического развития Максим Решетников на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 4 февраля 2021 года был вынужден признать, что принятых властями мер по контролю цен на продовольствие "оказалось недостаточно".
В феврале и марте на первый план вышел рост цен на мясо кур (на 12,96% в годовом выражении) и яйца. Ещё более значительный рост цен был зафиксирован на картофель (на 40% в годовом выражении) и морковь (на 34% в годовом выражении).
Попытка зафиксировать цены на сахар и подсолнечное масло сразу же привела к тому, что из продажи исчезли их дешёвые сорта. Бедным слоям российского населения от решений родных властей стало только хуже. Но это не самое страшное, что может произойти.
Пока сахар и подсолнечное масло в продаже есть. Надолго ли? По данным "Росстата", в феврале 2021 года выпуск рафинированного подсолнечного масла в стране обвалился на 20,2% в годовом выражении, а выпуск свекловичного сахара рухнул на 62,7% в годовом выражении. Таким простым и понятным способом российские производители отреагировали на заморозку цен властями. Участники сахарного рынка говорят, что уже к июлю-августу нынешнего года в стране начнётся дефицит сахара, потому что по 36 рублей никто его продавать "не хочет и не будет".
"О возможном исчезновении сахара из продажи" я писал ещё в декабре. О подобном развитии событий в январе предупреждала Счётная палата в докладе "Экономический мониторинг 13.01.2021–20.01.2021". В документе сказано, что регулирование цен на продукты может привести к их дефициту: "В то же время такой шаг несёт в себе системные риски. Это вероятность возникновения дефицита товаров, попавших под ценовые ограничения".
Логику российских производителей продуктов питания, снижающих производство, понять можно. Зачем что-то производить себе в убыток? Так уже было недавно на российском рынке лекарств. Теперь такое происходит на рынке продовольствия. Если производство некоего товара приносит убыток производителю, то чем больше он произвёл такого товара – тем больше убыток. Теоретически, производителю лучше вообще ничего не производить в такой ситуации. Но полная остановка производства также приносит огромные убытки. Поэтому на практике производители считают, на сколько именно следует снизить производство, чтобы убытки стали минимальны.
Поразительно. Всего 30 лет назад в нашей стране закончился масштабный эксперимент по попыткам фиксации розничных цен. Длился он много десятилетий подряд. Результатом эксперимента стал тотальный дефицит всего и вся. В конце 80-х годов прошлого века, на закате СССР, в магазинах на полках было пусто. Хоть шаром покати. Причём, тотальный дефицит формировался постепенно, в течение многих лет. Товары исчезали из продажи незаметно. Российские власти, похоже, решили в -дцатый раз повторить эксперимент. Но при этом, они, судя по всему, надеются на иной исход. Что это – наивность? Или глупость?
Если власть будет замораживать цены на всё продовольствие, которое, по мнению властей, растёт слишком быстро в цене – уже летом россиянам будет нечего кушать. Придётся всем переходить на пирожные. Помните классическое: "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!"? На языке оригинала фраза звучит так "Quils mangent de la brioche". Что в буквальном переводе означает: "Пусть они едят бриоши".
Проблема с быстрым ростом цен на продовольствие касается не только нашей страны.
"Продовольствие в мире продолжает быстро дорожать. Индекс цен растёт девять месяцев подряд". По ссылке можно открыть графики цен на отдельные виды продовольствия и общий индекс цен, и убедиться в том, что цены на продовольствие в последние месяцы бьют многолетние рекорды.
Но далеко не во всех странах этот рост цен может привести к "наибольшему резонансу", как недавно написал Bloomberg. Россия, по мнению этого новостного агентства, входит в этот короткий список стран. И после всего сказанного выше уже совсем не удивительно, что Bloomberg отнёс Россию к таким "горячим точкам".
По данным Verisk Maplecroft и Всемирного банка (Bloomberg опубликовал соответствующий график), "Индекс гражданских беспорядков" (Civil unrest index) для России находится на границе между средними и высокими значениями. Ниже даже, чем в США. Поэтому, пожалуй, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков был прав, когда заявил несогласие Кремля с позицией Bloomberg по поводу отнесения России к "горячим точкам": "Что в России, дескать, более острая проблема, чем в других странах мира, с этим мы не согласны". Да, сегодня проблема не более острая, чем в других странах. Но это сегодня.
Однако, уже завтра российские власти своими необдуманными действиями вполне могут расшатать социальную стабильность в нашей стране своими же собственными руками. А следом может исчезнуть и политическая стабильность.
Впрочем, в создании революционной ситуации всегда и везде виноваты сами действующие власти. Вовсе не климатическое явление
"Ла-Нинья" создавало, создаёт, и будет создавать в будущем революционную ситуацию. Хотя "Ла-Нинья" и является причиной роста цен на продовольствие во всём мире.
P.S.: Конечно, с точки зрения российских властей, снижение производства продуктов питания после заморозки цен на них может выглядеть, как забастовка. Или даже как саботаж и вредительство. Надо ли напоминать, к чему подобный саботаж привёл в 1917 году, когда в Петрограде исчез из продажи хлеб? Но производители в здравом уме и твёрдой памяти никогда не пойдут на остановку производства, если их не вынудят сделать это сами власти своими ошибочными действиями.