В далёком уже 2009 году вице-премьер Сергей Иванов изрёк: "Люди – вот наша вторая нефть". Конечно, он вкладывал в эту фразу совсем другой смысл. Это сейчас данная метафора приобрела негативную коннотацию для обозначения политики налогового прессинга на население со стороны российских властей, с целью повышения доходов федерального бюджета в условиях сокращения поступлений в оный со стороны нефти и газа. Полностью высказывание Сергея Иванова выглядело так: "Мы полностью сознаём, что Россия богата не только углеводородными ресурсами. Люди – вот наша "вторая нефть", которая в условиях становления экономики знаний по своему значению вскоре займёт заслуженное первое место". Однако, с тех пор многое изменилось.
Если посмотреть на действия российских властей в последние полгода, действительно, складывается именно такое ощущение. В 2020 году в очередной раз обвалилась цена на нефть, и российские власти снова обратили свой взор на "вторую нефть" в поисках источников пополнения бюджетов всех уровней. На россиян, то есть. Наверху почему то решили, что россияне – это такая новая нефть номер 2. Раз больше не получается доить нефть – будем доить народ.
Первые результаты такого пристального внимания уже появились. С января 2021 года будет введён повышенный налог на доходы для тех, кто заработал за год больше 5 млн рублей. Для них налог составит уже 15%, а не привычные 13%. А, кроме того, штрафы, штрафы, штрафы. За всё, что только можно. И что нельзя. Некто с ником Olgunder написал недавно: "В рамках программы импортозамещения российский бюджет переходит с иностранных нефтедолларов на отечественные штрафорубли".
Мне очень жаль разочаровывать российские власти, но, ни "вторая нефть", ни "новая нефть" – не существуют в природе. Чтобы понять эту простую истину, достаточно посмотреть на то, как изменяется средняя зарплата на России, выраженная в долларах, в сравнении с изменением цены на нефт (смотри график
"средней зарплаты в РФ и цены на нефть"). И мы увидим очень сильную зависимость зарплаты от нефти. Насколько сильную? Коэффициент корреляции (показывает степень зависимости одного показателя от другого) двух кривых равен 90%.
Да, зависимость не стопроцентная. Потому что рубль не жёстко привязан к цене нефти. После падения цены американского сорта нефти весной нынешнего года до отрицательных величин рубль не рухнул тут же в ад, не растворился в небытие. Но, как видно из графика, если падает цена нефти, то и средняя зарплата неизбежно следом снижается. Так было в 2008-2009 годах. Так было в 2014-2015 годах. Так неизбежно произойдёт и в 2020 году.
Представленный выше график является неоспоримым доказательством простого факта, что люди в РФ не могут стать, ни "второй нефтью", ни "новой нефтью". Потому что они сами целиком и полностью зависят от нефти. Нет нефти – нет и российской экономики. И людей тоже нет.