Телеграмм-канал "Мысли Орешкина" скрупулёзно собрал всё, чего смог добиться Максим Орешкин на посту министра экономического развития. Скажем сразу – успехов крайне мало. Точнее – их нет совсем. Но обо всём по порядку. Цитирую "Мысли Орешкина":
"1. Уже спустя 2 недели после назначения Орешкин начал работу над программой ускорения роста экономики. Даже были указаны сроки разработки: не позднее мая 2017 года. До сих пор программы нет.
2. Игорь Шувалов поставил перед министерством экономического развития (МЭР) вернуть позиции главного макроэкономического прогнозиста. Прогнозов действительно хватает, вот только их качество хромает. Упорное игнорирование окружающей реальности приводит к обещаниям совершенно нереальных показателей и искажению обстановки.
3. В январе 2017 года Орешкин заявлял, что главной задачей правительства на 2017 год является определённость экономических условий для ведения бизнеса. В итоге определённости нет из-за запланированного повышения налогов и постоянных дискуссиях о реформе "21/21", предложенной Орешкиным.
4. Максим Орешкин фактически оправдал срыв программы приватизации, заявив, что приватизация не усиливает конкуренцию на рынке. Мировая практика показывает, что всё обстоит наоборот.
5. В феврале Максим Орешкин рассказывал о необходимости прорывных проектов и развитии электронной торговли. И что? Все как закупались на AliExpress, так и закупаются. Даже и не слышно ничего о развитии отечественных проектов.
6. Основой программы ускорения роста должен был стать рост частных инвестиций. Однако никаких изменений для привлечения инвестиций не было: механизмы защиты частной собственности не улучшены, льготные режимы не получили должного развития, налоговая нагрузка не снижается, роста объёмов потребления товаров почти нет.
7. Уже в апреле этого года, по словам Орешкина, экономика вошла в фазу активного роста. Активный рост продолжался в течение мая и июня, когда обрабатывающая промышленность росла на 5,7% и 2,9% к соответствующим месяцам прошлого года. Всё остальное – либо пассивный рост, либо пассивный спад.
8. В апреле был в подчинение МЭРу был передан "Росстат" ради повышения качества статистики. Удивительно, но оценка экономического роста по итогам года у "Росстата" и МЭРа расходится до сих пор. Где-то недоработали…
9. В мае Орешкин пообещал приём налоговых деклараций в МФЦ. Пока очередей людей с декларациями в МФЦ как-то не видно…
10. В июне Орешкин заявил, что никто революций делать не собирается. Обещание соблюдено, ничего кардинально не изменилось. Тот редкий случай, когда обещание лучше нарушить.
11. Орешкин предложил ввести объективный аудит инвестиционных программ госкомпаний для расчёта выплаты дивидендов. Однако, по-прежнему во главе угла просто договорённости.
12. Падение реальных располагаемых доходов, которое длится уже 3 года, Максим Орешкин назвал "техническим", сказав, что на самом деле доходы растут. Интересный подход: рассмотрение одного параметра называть истиной, а всей ситуации целиком – "техническим" моментом.
13. В Августе Орешкин представил программу развития Арктики на период с 2018 года по 2025 год. Арктика – это прекрасно, но что же всё-таки с программой развития РФ?
14. В октябре Орешкин пообещал внести в Госдуму законопроект, регулирующий контроль и надзор за предпринимателями, чтобы перейти от выписывания штрафов к предупреждению нарушений. Ждём…
15. Орешкин с весны постоянно старался сбить курс рубля словесными интервенциями. Словесные интервенции не очень помогли, а вот шаткое состояние российской экономики обесценили рубль примерно на 4%.
Итого: реальные располагаемые доходы падают (-1,3% за 10 месяцев), рост экономики остановился, уже даже дорогая нефть не помогает, а индекс предпринимательской уверенности в ноябре показал значение -4% против -3% в октябре.
Комментарий: я уже писал в апреле, что
министерство экономического развития – место проклятое. Все министры там теряют разум и способность мыслить. Это, если сделать допущение, что они обладали разумом и способностью мыслить до занятия своей должности.
Кстати, до своего появления в министерском кресле Орешкин трудился экономистом в ЦБ, на руководящих должностях в "Росбанке" (в 28 лет работать управляющим директором "Росбанка"? Кто его туда поставил? И зачем? Или это была свадебно-генеральская должность?), главным аналитиком в "Креди Агриколь" и главным экономистом (по сути – аналитиком) в "ВТБ капитал", заместителем министра финансов. И вот теперь целый год отработал министром. И за это время ничегошеньки положительного не добился. Вообще ничего. А все прогнозы мимо цели. Ноль. Пустота.
Кто вообще занимается подбором кадров на руководящие должности в государственный аппарат? Когда никто, а когда – тараканы? Кто все эти люди во власти? Зачем они там? Они же – один другого хуже. Тьфу на них.