Продажи новых легковых автомобилей в РФ в сентябре 2016 года сократилось по сравнению с сентябрём 2015 года на 10,9% до 125 568 автомобилей (смотри график
"Динамика продаж новых автомобилей в России"). Некоторыми такой результат был воспринят с оптимизмом. Формально, небольшой повод для радости был. В августе падение было аж 18%, а в сентябре – "всего" 10,9%.
Однако, если посмотреть на график
"Продаж новых автомобилей в России", то никаких поводов для оптимизма не наблюдается. Продажи в 2016 году ведут себя в среднем также, как в 2015 году и в 2013 году, только с каждым последующим годом ломанная кривая на графике располагается всё ниже и ниже. Продажи с каждым новым годом всё меньше и меньше. Ещё недавно фантазёры мечтали о том, что вот-вот Россия станет самым большим рынком новых автомобилей в Европе. Мечты эти лопнули, как мыльные пузыри, вместе с падением цен на нефть.
И это не случайное совпадение. Дело в том, что практически всё в современной России зависит от цен на нефть (смотри статью
"Вся суть экономики России в одном графике. Очень скоро мы все станем беднее в 6 раз"). Поэтому, пока будет падать цена на нефть, будут падать и продажи новых автомобилей в РФ. Остановится падение цены нефть – остановится и падение продаж новых автомобилей в РФ. Снова начнёт расти цена на нефть – снова будут расти продажи новых автомобилей в РФ.
А это от России никак не зависит. Так что, следите за ценами на нефть, если хотите узнать самочувствие автомобильного рынка. И не стройте иллюзий по его быстрому восстановлению. Да, и по медленному тоже. Чтобы раз и навсегда избавиться от зависимости от цены на нефть автомобильного рынка в частности, и всего и вся в целом, необходим сущий пустяк – избавиться от нефтяной зависимости. Надо снова стать промышленно развитой державой. Надо снова научиться производить добавленную стоимость. Не в виде отвёрточной сборки чужих автомобилей, холодильников и прочих товаров народного потребления. А в виде производства полного цикла. От идеи до её воплощения – всё должно быть российским.
Нет, я не призываю к абсолютной автаркии. Это даже экономически нецелесообразно абсолютно всё производить внутри страны. Конкуренция с внешним миром должна быть. Не сравнивая свой товар с другим аналогичным, невозможно адекватно понимать своё место в мире, невозможно совершенствовать товар, чтобы он становился лучшим в мире.
Но и нынешняя ситуация абсолютно неприемлема. За последние 25 лет мы постепенно теряем производственные навыки и компетенции в одной отрасли за другой. Оглянитесь вокруг – нас окружают исключительно импортные товары. Сколько предметов одежды у нас исключительно российского производства? Даже если вдруг они пошиты в России, то сделано это из импортных тканей с импортной фурнитурой и на импортном оборудовании.
Но, к сожалению, при нынешней власти невозможно провести новую индустриализацию. Нынешняя власть сделала всё, чтобы убить инвестиционную привлекательность РФ (смотри статью
"Российскому обществу в недалёком будущем предстоит сложный и ответственный выбор – сохранить в целости и сохранности можно будет или нынешнюю власть с элитой, или страну. Третьего не дано"). Никто не будет инвестировать в новые производства, пока у власти находятся эти люди. Никто не хочет потерять свои деньги. Процесс затухания инвестиционной активности начался не вчера. Далеко не вчера. Процесс начался с самого начала 2012 года (смотри график
"Динамика инвестиций в РФ в реальных ценах"). Задолго до украинского майдана, западных санкций, конфликтов с Турцией. Спусковым крючком, возможно, стали массовые и масштабные фальсификации на выборах 2011 года.
Так что, искать оптимизм в падении продаж новых автомобилей на 10,9% – это как радоваться тому, что у больного раком прошёл насморк. Нет ничего оптимистичного на автомобильном рынке.