"Национальное бюро кредитных историй" (НБКИ) порадовало недавно информацией о том, что в январе-феврале 2016 года было выдано в два раза больше автокредитов, чем за аналогичный период 2015 года. Если не видеть график динамики продаж новых автомобилей, то можно было бы даже порадоваться за автомобильный рынок – неужели он начал восстанавливаться?
Увы, для подобного оптимизма нет никаких оснований. Наоборот, есть основания предполагать, что в 2016 году продажи новых автомобилей поставят антирекорд – их будет продано меньше, чем в провальном 2009 году. То есть меньше 1,4 млн штук. Это становится понятно, если посмотреть на график
"Продаж новых автомобилей в России". В январе 2016 года было продано новых автомобилей гораздо меньше, чем в январе провального 2009 года – 81 849 штук против 118 024 штук. Да, абсолютный антирекорд января 2010 года (74 086 штук) ещё не побит, но это и не важно. Потому что январь 2010 года стал разворотной точкой. После него продажи резко начали расти, и росли постоянно в течении трёх лет подряд.
Сейчас же ничего не свидетельствует о каком-либо развороте тенденции. Всё пока говорит за то, что продажи будут продолжать падать год к году. В январе нынешнего года было продано автомобилей меньше, чем в январе предыдущего года. В феврале также меньше. То, что февраль оказался лучше января, не должно никого обманывать. Такое поведение рынка было характерным на всём протяжении наблюдений. Смотреть надо на то, что падение год к году продолжается. Пусть, чуть меньшими темпами, чем это было в прошлом году. Но продолжается. Это главное. И это означает, что продажи в текущем 2016 году будут меньше продаж предыдущего года. Более того, они будут меньше даже провального 2009 года. По крайней мере, текущие показатели продаж говорят именно об этом.
И никакая государственная поддержка рынок не спасёт. Как я и предполагал это год назад (смотри статью
"Программа утилизации автохлама не помогла в 2014 году, не поможет и в 2015 году. Делеверидж начался и его не остановить").
Динамика продаж, похоже, нащупало дно. Здесь надо ставить множество весёлых смайликов. Ибо от слова "дно" после многократного его нахождения министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым, уже начинает тошнить. Но в данном случае факт налицо (смотри график
"Динамика продаж новых автомобилей в России"). Тренд из чётко понижательного превращается в боковой. Ни падения, ни роста, линии пока нет. Правда, линия эта находится в отрицательной области. Это значит, что год к году продажи новых автомобилей продолжают падать. Но уже не так обвально, как это было в 2015 году.
Можете считать предыдущий абзац капелькой моего оптимизма. Я смог выжать из себя эту капельку. На большее меня не хватит. Ничего оптимистичного на этом рынке сегодня нет. General Motors правильно сделала, прекратив в прошлом году продажи всех моделей Opel и многих моделей Chevrolet на российском рынке. А российские чиновники в своих комментариях по этому поводу лишь продемонстрировали свою неадекватность и некомпетентность (смотри статью
"Продажи новых автомобилей в марте поставили новый антирекорд. Интересно, сколько ещё раз придётся повторить этот заголовок?"). Впрочем, это уже давно никого не должно удивлять.