В июне 2020 года продажи новых автомобилей в РФ упали по сравнению с июнем 2019 года на 18,9%, с 151 180 штук до 122 622 штук (смотри график
"Продажи новых автомобилей в РФ"). По сравнению с маем, когда было продано всего 63 033 новых автомобилей – это фантастический, почти двукратный, рост. Рынок постепенно выходит из комы после принудительного двухмесячного карантина.
Аналогично выглядит график в относительных величинах (смотри график
"Динамика продаж новых автомобилей в РФ"). Ситуация постепенно начинает выправляться. Падение на 18,9% гораздо лучше падения на 54,2%. Но это всё-таки падение. И оно существенное.
График
"продаж новых автомобилей в РФ и цены на нефть" продолжают удивлять поразительной схожестью. Впрочем, удивятся этой схожестью не все.
Удивиться должны те, кто считает, что экономика России совсем чуть-чуть зависит от нефти. График убедительно доказывает, что зависимость эта гораздо больше, чем рассказывают по телевизору. Она, конечно, меньше 100% по вполне понятным причинам – продажи автомобилей имеют ярко выраженную сезонность. Каждый январь происходит обвал продаж. На данный момент коэффициент корреляции между нефтью и продажами автомобилей – 77,4%. Это очень много. А если бы не ежегодные январские обвалы – коэффициент корреляции был бы ещё больше.
Удивиться должны те, кто считает, что экономика России слезает с нефтяной иглы, и её зависимость от нефти уменьшается. График убедительно доказывает, что ничего подобного не происходит. Как сидела Россия на этой игле, так и продолжает плотно на ней сидеть. Без каких-либо изменений.
Для тех же, кто понимает, что зависимость экономики России от нефти чуть менее, чем полная, что Россия как сидела на нефтяной игле, так и продолжает на ней сидеть, и слезать с неё не намерена – для тех ничего удивительного в этом графике нет.
А ещё пока не очень похоже, что восстановление российской экономики пойдёт по сценарию, который принято описывать латинской буквой V. Визуально, конечно, может показаться именно такой вариант. Но следует помнить, что уже по итогам 2019 года рынок новых автомобилей в России испытал небольшое падение, на 2,3%. Это значит, что проблемы в российской экономике начались далеко не вчера. И совсем не китайский коронавирус является источником всех бед для российской экономики.
Потому что в начале 2020 года, но до проблем с китайским коронавирусом, продажи новых автомобилей в России продолжали медленно снижаться. Это значит, что проблемы в российской экономике никуда не исчезли. А потом в Россию пришёл китайский коронавирус, и рынок рухнул в пропасть, обновив в апреле и мае 2020 года антирекорды за всё время наблюдений.
Можно было бы поверить в восстановление типа V, если бы в июне продажи вышли в плюс, если бы граждане РФ реализовали накопленный за два месяца жёсткой изоляции отложенный спрос. Увы, никакого отложенного спроса нет.
Итак, российская экономика была долгое время тяжело, хронически, больна. Это очень хорошо видно по второму графику. И режим жёсткой изоляции её просто добил.