В сентябре 2020 года продажи новых автомобилей в РФ выросли по сравнению с сентябрём 2019 года на 3,4%, до 154 409 штук (смотри график
"Продажи новых автомобилей в РФ" и
"Динамика продаж новых автомобилей в РФ").
Ситуация на рынке продаж новых автомобилей резко контрастирует с ситуацией на российской рознице в целом (смотри график
"Динамика розничной торговли"). Рознице до выхода в плюс год к году, пусть даже самый маленький плюс, ещё очень далеко. А продажи автомобилей после обвала второго квартала уже дважды выходили в плюс. Почему?
Возможно, на автомобильный рынок частично пришли деньги, не потраченные населением на зарубежные поездки. Россияне несколько месяцев были лишены возможности отдыхать за границей из-за закрытия этих самых границ. За три летних месяца наши граждане потратили на зарубежный туризм лишь 447 млн долларов против с 13,1 млрд долларов летом 2019 года. С начала года на зарубежный туризм потрачено 6,2 млрд долларов против 25,3 млрд долларов за 8 месяцев 2019 года. Часть этих денег могла перетечь на автомобильный рынок. Кому-то не потраченные деньги жгли карман, и он решил обновить своё авто.
Однако, производителям и продавцам новых автомобилей не стоит слишком радоваться июльскому и сентябрьскому росту. Отпускные деньги, не потраченные на зарубежные поездки – это, по сути, разовый их доход. Эти деньги уже потрачены. Дальше наступают тяжёлые кризисные будни. Потому что все факты свидетельствуют о том, что восстановление российской экономики НЕ пойдёт по сценарию, который принято описывать латинской буквой V. Визуально, конечно, может показаться именно такой вариант. Но это ошибочное впечатление.
Следует помнить, что уже по итогам 2019 года рынок новых автомобилей в России испытал небольшое падение, на 2,3%. Это значит, что проблемы в российской экономике начались далеко не вчера. И совсем не китайский коронавирус является источником всех бед для российской экономики.
Потому что в начале 2020 года, но до проблем с китайским коронавирусом, продажи новых автомобилей в России продолжали медленно снижаться. Это значит, что проблемы в российской экономике никуда не исчезли. А потом в Россию пришёл китайский коронавирус, и рынок рухнул в пропасть, обновив в апреле и мае 2020 года антирекорды за всё время наблюдений.
Итак, российская экономика была долгое время тяжело, хронически, больна. Это очень хорошо видно по графикам. И режим жёсткой изоляции её просто добил.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель так обрисовал текущую ситуацию: "Сентябрь традиционно удачный месяц для автомобильного рынка. Помимо отложенного спроса и слабеющего рубля, снижение туристической активности и меры государственной поддержки привели к тому, что уже третий месяц в этом году рынок продемонстрировал рост, который в сентябре составил 3,4% по сравнению с сентябрем 2019 года. Впервые в этом году крупнейшие игроки сумели даже показать результаты выше средних по рынку: падение в годовом выражении оказалось менее значительным и составило 13,9%.
Надеясь на относительно стабильную ситуацию в четвертом квартале и отсутствие серьезных ограничений деловой активности, несмотря на ухудшение эпидемиологической ситуации, новый прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ более позитивен: 1 552 000 легковых и легких коммерческих автомобилей, что означает снижение на 13,5% по сравнению с прошлым годом".
График
"продаж новых автомобилей в РФ и цены на нефть" дан для информации к размышлению. Явно наблюдается завышенный объём продаж автомобилей в третьем квартале относительно цен на нефть. Когда переток отпускных денег к автомобилям закончится – кривые на графике должны прийти в соответствие друг к другу. Разумеется, в виде падения кривой продаж.