В апреле 2020 года продажи новых автомобилей в РФ упали по сравнению с апрелем 2019 года на 74,1% (!!!), с 148 296 штук до 38 922 штук (смотри график
"Продажи новых автомобилей в РФ"). Это антирекорд. Это минимальное значение продаж за всё время ведения статистики.
Ещё страшнее выглядит график в относительных величинах (смотри график
"Динамика продаж новых автомобилей в РФ"). В апреле был поставлен абсолютный рекорд месячного падения продаж год к году – минус 74,1%. Это хуже, чем было в 2009 году. Тогда даже до минус 60% не дотянули. И тем более хуже, чем в 2015 году. Тогда даже до минус 50% не допадали.
А теперь давайте очень внимательно посмотрим на график
"продаж новых автомобилей в РФ и цену на нефть". Корреляция между этими двумя графиками очень хорошая. Если быть точным, она равна 0,799. И если бы не ежегодные провалы продаж в январе, корреляция была бы ещё лучше.
Статистика поведения этих двух графиков за 13 лет накопилась достаточная, чтобы утверждать следующее. В первом приближении можно прогнозировать количество проданных в России новых автомобилей на основе прогноза цены на нефть. При среднегодовой цене в 50 долларов за баррель в стране продаётся примерно 1,5 млн новых авто. При цене в 40 долларов – примерно 1,2 млн. При цене в 30 долларов – примерно 0,9 млн. При цене в 20 долларов – примерно 0,6 млн. Да, это грубая прикидка, но она имеет под собой основание, подтверждённое тринадцатилетней практикой.
Представленные цифры – ближайшее будущее автомобильно отрасли, с учётом того, что сырьевой и кредитный циклы заканчиваются, и нефть будет постепенно становиться всё дешевле и дешевле (смотри статью
"Кризис 2020. Почему падает цена на нефть? Что нам ждать от нефти дальше?").
Продажи новых автомобилей – это, пожалуй, единственная возможность оперативно и достоверно узнать, что происходит в российской экономике. Других столь же наглядных индикаторов просто не существует. Да, есть индексы PMI по промышленности и по услугам. Но они формируются путём опроса представителей бизнеса. Это индексы настроений. Они, конечно, тоже показывают состояние экономики. Но не настолько наглядно, как продажи пусть всего в одной, но значимой отрасли.
Теперь мы абсолютно точно знаем, что так называемый режим самоизоляции уничтожил экономику чуть менее, чем полностью. Притом, что ещё никто не доказал, что такая цена была оправдана. Скорее, наоборот. Уже прозвучало в информационном поле доказательство того, что лекарство оказалось хуже самой болезни. Доказательство привело министерство здравоохранения. Вот что оно сообщило: "Число умерших в расчете на тысячу человек населения в России за первые три месяца 2020 года снизилось на 3,8% по сравнению с первым кварталом 2019-го. Уровень смертности в январе-марте 2019 года составлял 13,1%, в тот же период 2020 года он составил 12,6%. В абсолютном выражении число смертей сократилось на 12 866 человек, или 2,7% (с 472 860 в январе-марте 2019 года до 459 994 в январе-марте 2020 года)".
Обращаю внимание на то, что драконовские меры изоляции начали вводить только в конце марта, а китайский вирус (SARS-CoV-2) мог попасть в нашу страну из Китая ещё в декабре прошлого года. Ведь болезнь там началась ещё в ноябре, и границы были открыты нараспашку. Так что в данном случае возможная логическая цепочка (смертность упала именно благодаря изоляции) не работает. Итак, если смертность уменьшилась – зачем было вводить драконовские меры изоляции, уничтожающие экономику?
На фоне таких впечатляющих результатов продаж новых автомобилей прогноз ЦБ по падению ВВП нашей страны в 2020 году всего на 6% кажется оторванным от реальности. Реальность совсем другая.