Понятно, когда председатель правления Московской биржи Сергей Афанасьев высказывает жгучее желание привести уровень защиты вложения в акции до уровня защиты депозитов. Или вообще снять защиту с депозитов населения в банках. Ведь он живёт и кормится (если сильно упростить) за счёт комиссии с проводимых на бирже операций. Чем больше будет этих операций, тем сытнее будет жизнь у руководителя биржи. А операций будет тем больше (опять же, если сильно упростить), чем больше участников будет играть на рынке. Именно играть. Как в казино. Потому что лишь очень немногие разбираются в причинах и следствиях происходящих на рынке ценных бумаг процессах.
Но вот когда примерно в том же духе высказывается заместитель председателя ЦБ – это совершенно непонятно. Ему-то что с того? Жива биржа или мертва – ЦБ это не должно интересовать вообще. Это не входит в список его обязанностей. Если вдруг сдохнет биржа – значит, не доросла ещё Россия до самостоятельного фондового рынка. Значит, рынок у нас не развивающийся, а недоразвитый.
Но даже не это самое удивительное. Сергей Швецов заявил следующее: "В таком тепличном режиме мы никогда не сможем привести деньги физических лиц на фондовый рынок, когда по вкладам есть и защита государства в лице АСВ, и неналогооблагаемый режим по вкладам". Из этой фразы логично вытекают следующие выводы. Зампред ЦБ приравнивает вклад в банке к инвестиции. Зампред ЦБ считает, что с вкладов необходимо снять государственную защиту. Если со вторым выводом ещё можно спорить, обсуждать его. Потому что в существующей системе страхования вкладов действительно не всё идеально (смотри статью
"АСВ повысил ставку взносов в фонд страхования вкладов. Это не решит проблему серийных вкладчиков и банков-пылесосов. Проблему надо решать иначе"). То за первый вывод Сергея Швецова надо гнать из ЦБ ссаными тряпками. И как можно быстрее.
Вклад в банке – это не инвестиция с целью получения дополнительной прибыли. Вклад в банке – это сохранение своих сбережений, и защита их от инфляции. Это две очень большие разницы, как сказали бы в Одессе. Можно, конечно, не соглашаться с тем, что вклад в российских банках способен сберечь деньги от инфляции. Но, в любом случае, первейшая задача банковского вклада состоит в сохранении средств. Именно на вкладах в банках старики хранят свои деньги на свои похороны. Не в акциях и не в облигациях. А на вкладах. Поэтому, пытаться какими-то силовыми методами заставить граждан нести свои сбережения на фондовый рынок – это просто кощунственно. Это недопустимо.
Потому что российский фондовый рынок – это вообще не рынок. Это какой-то местечковый базарчик. Междусобойчик. Ежедневный оборот на нём сопоставим с ежедневным оборотом всего одной американской акции второго-третьего эшелона. На нём практически нет институциональных инвесторов. И при нынешней власти, постоянно втаптывающей в грязь инвестиционный климат в стране своими непрофессиональными (а, порой, и кажущимися преступными) действиями (смотри статью
"Арест и преследование Дмитрия Михальченко – это очередной удар по инвестиционному климату в России. Которого уже давно нет"), такие инвесторы на нашем базарчике никогда не появятся. А без них цены будут шарахаться из стороны в сторону от малейшего дуновения ветерка. А с такими шараханьями ждать, что на этот базарчик придут простые граждане, бессмысленно.
В общем, мы опять пришли к простой мысли о том, что, чтобы починить что-то маленькое в нашей стране, надо не отдельную трубу менять, а всю систему. Ибо эта система не только не жизнеспособна, но и убивает всё живое вокруг.
Возвращаясь же к герою нашего повествования, к заместителю председателя Банка России Сергею Швецову, ему надо сначала дать шнобелевскую премию по экономике, а потом уволить. Или наоборот – сначала уволить, а потом премию. Но уволить его надо всенепременно.