Я уже неоднократно писал о том, что банковские карты хуже наличных денег (
"Раз",
"Два",
"Три"). Теперь я понял, что и так называемые электронные деньги хуже наличных денег. Название бренда не называю, потому что на самом деле он может быть любым. Мне не повезло с одним, но точно также может не повезти и с другим. Я просто ещё в другой не обращался.
Итак, два года я не мог пользоваться мобильным телефоном и интернетом. Не важно, почему. А когда смог, выяснилось, что своим кошельком я пользоваться не могу. Он оказался заблокирован. Мне нужно было пройти идентификацию. Любым способом из нескольких предложенных, на мой выбор.
Я прошёл. Потребовалось несколько дней (до пяти, как написали в поддержке), чтобы система переварила новую информацию, и разрешила мне пользоваться моими же деньгами. Наконец, кошелёк оказался разблокирован.
Через несколько дней у меня возникла необходимость кое-что купить. Я решил оплатить покупку электронными деньгами с разблокированного уже кошелька. Но как только я попытался это сделать, кошелёк снова оказался заблокирован.
Я опять обратился в поддержку. К моему огромному удивлению, мне снова предложили пройти идентификацию. Но на этот раз среди доступных вариантов не было онлайн способа. Или личный приход с паспортом в офис, или заверить паспорт у нотариуса и отправить документ по почте. Офис, что вполне объяснимо, один единственный на весь наш многомиллионный город. И расположен он, что называется, в тьму-таракане. Особенно сейчас до офиса тяжело добраться, потому что маршрутки отменили. Но самое прелестное было в том, что сам офис закрыт, как минимум, до 31 мая 2020 года.
Итак, что получается? Деньги у меня есть, но доступа у меня к ним нет. Точь в точь, как в ситуации, описанной в первой ссылке. Напомню, что в 2012 году я в течение получаса не мог оплатить картой отель в самый неподходящий момент – до отлёта самолёта оставалось три часа. Хорошо, что сбой в системе банка оказался краткосрочным, а сотрудник отеля оказался терпеливым. Теперь вот я не мог получить доступ к кошельку в течение недели. Но это лично мои частные случаи.
Конечно, можно говорить, что это исключительный случай, что в обычной жизни такого не происходит. Извините. Ещё как происходит. В обычной жизни достаточно часто случаются дискредитации тех или иных электронных баз данных, когда хакеры взламывают систему с целью хищения денежных средств клиентов, или клиентских данных (например, данных банковских карт) для последующего хищения денежных средств клиентов. И это далеко не единичные случаи.
За последние 12 месяцев разные СМИ писали о следующих случаях утечек данных клиентов самых разных банков. Про "Альфа-банк" трижды: в июне 2019 года (55 тысяч записей), в ноябре 2019 года (3,5 тысячи записей), в марте 2020 года (113 тысяч записей). Про "Сбербанк" дважды: в октябре 2019 года (1 млн записей) и в сентябре 2019 года (60 млн записей). Про "Хоум кредит энд финанс банк" в июне 2019 года (24,4 тыс записей). Про "ОТП банк" в июне 2019 года (800 тыс записей). Про "Бинбанк" в августе 2019 года (70 тысяч записей). Про ВТБ в ноябре 2019 года (5 тысяч записей). В ряде случае банки опровергали факт утечек. Можно ли верить опровержениям в подобных случаях – не знаю.
Да, банковские карты и электронные деньги во многих случаях очень удобны. Можно совершать покупки, не вставая с дивана. Но вся эта благость заканчивается в тот момент, когда вы теряете доступ к своим деньгам. Вроде они ещё есть. Но их уже нет.
И это я ещё не говорю о популярных теориях виртуального электронного концлагеря, когда доступ к деньгам прекращается не в результате злого умысла преступников, а по решению властей. Впрочем, это уже совсем не теория, а самая настоящая практика. Реальная сегодняшняя практика. Так что наличные очень рано списывать со счетов. Во многих случаях они гораздо удобнее и практичнее различных безналичных вариантов.