Банковский портал
FinNews.ru в шестой раз публикует "Рейтинг PR–специалистов кредитных организаций Санкт-Петербурга".
Осень 2008 года наглядно показала, что банковские пиарщики к кризису оказались не готовы. В 2009 году им повезло – власти многих стран дружно залили экономики своих стран деньгами, и мировой экономический кризис слегка поутих. Кто-то даже, может быть, считает, что кризис уже закончился. Я вынужден расстроить этих оптимистов. На самом деле мы видели лишь короткий рекламный ролик будущего затяжного экономического кризиса.
Времена изменились радикально и бесповоротно. Эра всеобщего потреблятства закончилась. Если кто не успел насладиться её плодами, извините, вам сильно не повезло. Так больше не будет. Наступила эра сбережений и время "Джубили" (Jubilee). Это время прощения долгов. Главные пострадавшие в ближайшие несколько лет, пока экономики всех стран будут перестраиваться под новую парадигму – банки. Во всем мире, точно также как и в России, будет происходить отсев тех банков и банкиров, кто слишком сильно поверил в лозунг "так будет всегда".
В таких условиях на пиарщиков банков ляжет очень серьёзная нагрузка по работе с целевыми группами и общественностью. Главная цель будущей работы – успокоить всех текущих и потенциальных клиентов и убедить их в устойчивости своего банка. То есть придется делать то, с чем абсолютно не справились пиарщики "Банка ВЕФК". Пример этого банка очень показателен и должен войти в учебники по пиару, как не надо работать во время кризиса. Я вполне допускаю, что львиная доля вины за это лежит на руководстве банка. Но ведь для того и нужен грамотный пиарщик, чтобы подсказать топ-менеджерам, как надо и как не надо делать. А если эти топ-менеджеры не прислушиваются к мнению пиарщика, возможно, ему стоило уйти из банка, чтобы не брать на себя ответственность за решения, на которые он повлиять не в силах. Да, во время кризиса сделать это неимоверно тяжело. Но зато в таком случае на репутации не появится пятно – "а, этот тот пиарщик, который не сумел погасить панику среди клиентов банка, и в результате банк умер".
К сожалению, в ближайшие несколько лет работать пиарщикам будет очень сложно, и подобные дилеммы могут еще возникнуть в Петербурге неоднократно. Дополнительной сложностью в этом и следующих годах станет сокращение численности пиарщиков. Ведь в период сокращения издержек пиарщиков сокращают одними из первых, наряду с рекламщиками, маркетологами и аналитиками. В начале 2009 года в Петербурге во время острой фазы первой части кризиса (волны "А", если кто понимает волновую теорию Эллиотта) банковские пиарщики Петербурга с этим уже столкнулись. Однако, уже весной удавка кризиса ослабла, и пошёл новый набор пиарщиков в банки. В итоге их количество в кредитных организациях Петербурга за год практически не изменилось. В 2008 году было 80, и в 2009 осталось 80.
В прошлом году банковские пиарщики Петербурга работали лучше, чем в 2008, но хуже чем во все остальные года – средний балл по всему списку пиарщиков – 2,88 (в 2008 году – 2,67). Но при этом первая десятка показала лучший результат за весь период исследований – средний балл 3,83 (в 2008 году – 3,41).
Вновь первая десятка изменилась. Покинули первую десятку сразу 3 человека: Евгений Петров (сначала работал в "Номос банке", потом "Уралсибе"), Елена Луцышина ("Райффайзенбанк") и Игорь Вильде ("Балтинвестбанк"). Татьяна Кальвинскене, также присутствовавшая в первой десятке прошлогоднего рейтинга, еще в 2008 году покинула банковскую отрасль, поэтому она отсутствует в нынешнем рейтинге. Вместо перечисленных выше, в первую десятку попали Алена Салтыкова ("Альфа-банк"), Наталия Лотвинова ("Банк БФА"), Олеся Шнейдер (банк "Интеза") и Светлана Алексеева (МБСП).
Первая десятка пиарщиков по итогам 2009 года выглядит так:
1 место - советник по связям с общественностью "Городского ипотечного банка" Мария Борисовна Варешина;
2 место - начальник управления связей с общественностью и рекламы "Банка ВТБ Северо-Запад" Иван Николаевич Байлюк;
3 место - руководитель группы маркетинга филиала "Абсолют банка" в Санкт-Петербурге Александра Леонидовна Хрусталева;
4 место - специалист по связям с общественностью БФА Ирина Евгеньевна Петрова;
5 место - руководитель пресс-службы банка "Санкт-Петербург" Анна Вячеславовна Бархатова;
6 место – директор по информационной политике и связям с общественностью "Альфа-Банка" Северо-Западного региона Алена Сергеевна Салтыкова;
7 место - директор по маркетингу, рекламе и PR "Банка БФА" Наталия Александровна Лотвинова
8 место – PR менеджер Санкт-Петербургского филиала банка "Интеза" Олеся Шнейдер;
9 место - начальник сектора рекламы и PR Санкт-Петербургского филиала "Банка Москвы" Алексей Израйлевич Флек;
10 место – теперь уже бывший пресс-секретарь "Международного банка Санкт-Петербурга" Светлана Алексеева.
Ознакомьтесь с результатами
рейтинга банковских PR-специалистов за 2009 год и сводного рейтинга за 6 лет.
По традиции, торжественное подведение итогов рейтинга и награждение победителей 28 января 2010 года провел и организовал ИД "TT Finace".
Методика рейтинга
FinNews.ru в декабре составляет список пиарщиков, работавших в Петербургских банках хотя бы один день. Этот список рассылается журналистам изданий, работавших в исследуемом году с банковскими пиарщиками Петербурга. Журналисты ставят оценки пиарщикам по 100 бальной шкале и присылают список в FinNews.ru. Пиарщики оценивались по следующим критериям: оперативность предоставления информации; содержательность предоставляемой информации; полнота предоставляемой информации; обеспечение контакта с руководством и специалистами банка; умение поддерживать интерес прессы к банку; умение реагировать на негативную информацию в СМИ; использование разнообразных методов и ярких креативных РR-решений; доступность самого пиарщика для СМИ; обязательность; личное обаяние. Все баллы, поданные за пиарщика, суммируются и полученное число делится на максимально возможное количество баллов в исследуемом году. Для улучшения восприятия результирующего числа, полученное число умножается на 100.
То есть для 2009 года это выглядит так. Анкеты заполнили 19 журналистов. Каждый журналист может поставить каждому пиарщику максимум 100 баллов. Если какой-то пиарщик получил от всех журналистов 500 баллов, то в таблице напротив него будет стоять цифра 26,3 (500*100/1900). Число в графе известность считается следующим образом: число журналистов, поставивших данному пиарщику оценку, делится на число журналистов, приславших анкеты. Средний балл (по пятибалльной шкале) считается только для тех пиарщиков, кому поставили свои оценки 4 и более журналистов.
Поскольку периодически возникают слухи о том, что цифры в рейтинге накручиваются или наоборот, убавляются, в 2009 году публикуется таблица с оценками журналистов, но без фамилий этих журналистов (смотри
таблицу оценок банковских пиарщиков). Любой желающий может с калькулятором проверить правильность подсчёта, а журналисты, принявшие участие в голосовании, могут убедиться в том, что их цифры не искажены.