Сначала Минпромторг обещал уже в апреле 2015 года представить программу продовольственных карточек для малоимущих российских граждан. В июне 2015 года выяснилось, что всё отложено на осень 2015 года (смотри статью
"Продовольственные карты для бедняков и нищих. Российские власти готовятся к худшему"). Куда всё отложили осенью – я не отследил. А теперь, через год, выясняется, что продовольственные карточки для нищих не появятся даже в 2017 году. Всё опять отложилось. Теперь на 2018 год. По крайней мере, так сказал глава Минпромторга Денис Мантуров: "В 2018 году может быть".
А всё потому, что в федеральном бюджете на это банально нет денег. Государство расписалось в собственном бессилии и нищете. И передавало всем "Денег нет. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья".
И это при том, что количество нищих в России растёт уже четвёртый год подряд. В 2012 году таковых, по данным "Росстата", было 15,4 млн человек (или 10,7% от общей численности населения), а в 2015 году их число выросло до 19,1 млн человек (или 13,3%).
Продолжаем изучать состояние федерального бюджета. Минфин опубликовал данные за восемь месяцев. Ничего кардинально не изменилось. Бюджет, как был в глубокой жопе по итогам семи месяцев (смотри статью
"До российских властей дошёл весь ужас, творящийся с бюджетом. Они начали лихорадочно изобретать меры, чтобы его спасти. Потому что денег нет. Но меры одна глупее другой"), так там и остался.
Если привести цифры за восемь месяцев к годовым, то доходы бюджета составят 12,214 трлн рублей, расходы – 14,492 трлн рублей, дефицит – 2,278 трлн рублей. Чтобы понять, хорошо это, или плохо, приведу изначальные цифры, зафиксированные в законе о бюджете. Согласно планам правительства (и госдума с советом федерации и президентом с этим планом согласились), доходы бюджета в 2016 году должны были составить 13,738 трлн рублей, расходы – 16,099 трлн рублей, дефицит – 2,361 трлн рублей (для справки – это 3% ВВП). С формальной точки зрения, дефицит федерального бюджета даже чуть-чуть снизится (если остальные месяцы пойдут по тенденциям уже прошедших месяцев). Но это, если сравнивать дефицит с фактическими расходами. А если сравнить с запланированными расходами, то он вырастет на 65%. С 2,361 трлн рублей до 3,885 трлн рублей. Поделим эту цифру на запланированный в бюджете номинальный ВВП (78,67 трлн рублей), и получим реальный дефицит федерального бюджета в размере 4,9% от ВВП. Вот настоящая цифра. Все иные цифры, периодически произносимые российскими чиновниками разного уровня – враньё.
Я подробно в итогах за полгода исполнения бюджета расписывал эти итоги (смотри статью
"Федеральный бюджет осенью будет секвестирован. Потому что денег нет. Итоги бюджета за полгода плачевны. Всем здоровья и хорошего настроения"). Особого смысла повторяться нет. Ничего кардинально не изменилось. Главные пострадавшие в расходах всё те же – "Национальная оборона" (недобор расходов по сравнению с предыдущим 2015 годом – 374,8 млрд рублей, или 17,0%), "Национальная экономика" (208,0 млрд рублей, или 15,6%), "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (69,7 млрд рублей, или 5,8%), "Образование" (22,3 млрд рублей, или 5,5%), "Физическая культура и спорт" (19,8 млрд рублей, или 44,0%), "Жилищно-коммунальное хозяйство" (25,1 млрд рублей, или 38,5%). Причины отставания расходов от итогов прошедшего года, которые стали ориентиром для планов на текущий год, тоже всё те же. Доходы каждый месяц собираются хуже, чем в прошлом году. Главный виновник недобора – "Нефтегазовые доходы". Их по итогам восьми месяцев собрано на 817,1 млрд рублей меньше, чем в прошлом году. "Ненефтегазовые доходы", хотя и растут, но темпами меньшими, чем официальная инфляция. То есть, в реальном выражении они также уменьшаются.
Что чиновники планируют делать, кроме разговоров об увеличении налогов и разговоров о приватизации? Пока что они постепенно проедают резервный фонд. В 2016 году уже проели на 1,17 трлн рублей. На 1 сентября в нём осталось средств 2,09 трлн рублей (32,2 млрд долларов). За два последних года он сократился почти в три раза (смотри график
"Объём средств резервного фонда").
Без секвестра бюджета и без приватизации "Роснефти" и "Башнефти" резервный фонд испарится уже в нынешнем году. Напомню ещё раз, что реальный дефицит бюджета может составит по итогам года 3,885 трлн рублей. Если провести секвестр (урезание) бюджета и успеть провести приватизацию этих двух компаний, резервный фонд протянет до следующего года. Кубышка, собираемая властями на чёрный день, тает у нас на глазах. И это при том, что чёрный день по-настоящему ещё не наступил. Но обязательно наступит. Российские власти делают всё от них зависящее, чтобы приблизить этот чёрный день как можно быстрее.
Расследование преступления по уничтожению малазийского Боинга рейса МН17 медленно, но верно, подходит к концу. В принципе, уже в августе 2014 года было понятно, кто несёт ответственность за совершённое злодеяние (смотри статью
"Чем грозит России расследование катастрофы Boeing 777 рейса MH17?"). Но, для того, чтобы можно было передать дело в международный трибунал, и дело там не развалилось, следователи проводят методичную и скрупулёзную работу по сбору доказательств. К этому надо добавить ещё недавние обвинения в совершённых в Сирии военных преступлениях. Всё это может привести к дальнейшему ужесточению санкций. Самой страшной из них будет запрет на импорт нефти и нефтепродуктов из России в страны Евросоюза и США. Евросоюз – наш основной покупатель. Быстро переориентировать экспортные потоки не получится, да и просто некуда. Иран после такого запрета продержался всего три года, после чего взмолил о пощаде. Сколько продержится российская экономика в таких условиях, сказать трудно, но вряд ли дольше.
P.S.: кстати, не стоит думать, что в США нищих нет. Там есть программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program, или SNAP). Это такая же программа продовольственной помощи нищим, как предполагается сделать у нас. Первоначально федеральная программа появилась в США в 1939 году. Вероятно, толчком к её появлению послужил массовый голод во время "Великой депрессии". Программа была свёрнута весной 1943 года, когда ситуация в стране стабилизировалась. В 1961 году программа была запущена вновь, а с 1964 года она получила статус постоянной. Первоначально в программе использовались бумажные талоны, в конце 90-х годов они были вытеснены дебетовыми пластиковыми картами, обращающимися в специальной системе EBT.
По состоянию на 1 июня 2016 года продовольственную помощь получали 43 376 981 человек из 21 278 910 домохозяйств. Да-да, сорок три миллиона человек получают в США продовольственную помощь по причине бедности и нищеты. С учётом общей численности населения в 323,7 млн человек (на тот же июнь) это составляет 13,4%. Причём, количество получающих продовольственную помощь не слишком сильно упало после якобы закончившегося кризиса 2008-2009 годов (смотри график
"Supplemental Nutrition Assistance Program (SNAP)"). Средний месячный размер пособия на 1 человека составил на 1 июня 2016 года 124,97 доллар или 254,75 доллара на домохозяйство. Для получения помощи домохозяйства должны соответствовать определённым критериям, прежде всего по уровню доходов.