Одному деловому изданию стало известно, что министерство финансов предлагает заморозить расходы федерального бюджета на ближайшие 3 года на уровне 15,78 трлн рублей в год. Некий неназванный чиновник сказал журналисту издания, что "Это тот безрисковый уровень расходов, который мы можем себе позволить в текущей ситуации с учётом всех рисков". Ну, совершенно ничему не учатся российские чиновники. Даже на своём собственном опыте не учатся. Уже сколько раз за последние годы они делали прогнозы, которые раз за разом оказывались несбывшимися по причине своей излишней оптимистичности. Но нет, с упорством, достойным лучшего применения, они снова и снова высказывают сверхоптимистичные прогнозы. Вот и сейчас минфин хочет ограничить расходы федерального бюджета цифрой в 15,78 трлн рублей в год. Они издеваются?
В чём проблема этой цифры? Напомню, что правительство запланировало (и госдума с советом федерации и президентом с этим планом согласились), что доходы бюджета в 2016 году составят 13,738 трлн рублей, расходы – 16,099 трлн рублей, дефицит – 2,361 трлн рублей (для справки – это 3% ВВП). Фактические доходы бюджета в 2015 году составили 13,656 трлн рублей, расходы – 15,611 трлн рублей. То есть, плановые доходы на текущий год должны были бы вырасти на жалких 0,6%, а расходы – всего на 3,1%. А с учётом инфляции, так даже и упасть. Вроде бы всё логично и очень здраво с учётом начавшегося в прошлом году кризиса в российской экономике. И с этой точки зрения падение расходов бюджета на следующий 2017 год уже даже по номиналу на 2%, казалось бы, должно радовать. Однако не радует. Почему?
Потому что чиновники минфина, хотя и начали более трезво смотреть на происходящие в российской экономике вещи, всё же не демонстрируют абсолютной трезвости и ясности. Чтобы понять, что они ещё не избавились от всех иллюзий, достаточно изучить их собственный отчёт по исполнению бюджета за пять месяцев текущего года, что недавно появился на сайте ведомства.
Дефицит бюджета.
Все пять месяцев продолжается тенденция, начавшаяся в январе. Доходы бюджета текущего года каждый месяц отстают от доходов бюджета прошлого года. А это значит, что, поскольку изначально они должны были быть почти равны, реальный дефицит бюджета будет гораздо больше запланированного. Давайте перейдём к самим цифрам. В январе недобор доходов от предыдущего года составил 230,1 млрд рублей, в феврале – 206,9 млрд рублей, в марте – 90,4 млрд рублей, в апреле – 115,1 млрд рублей, в мае – 74,4 млрд рублей. Накопленным итогом недобор за пять месяцев составил уже 716,9 млрд рублей. Если остальные семь месяцев 2016 года закончатся в среднем также, как уже прошедшие пять месяцев, то к запланированному, согласно закона о бюджете, дефициту в 2,361 трлн рублей необходимо будет добавить ещё 1,721 трлн рублей (716,9/5*12). А это значит, что итоговый дефицит бюджета составит не 3% от ВВП, как было запланировано властями, а все 5,2%. Если остальные семь месяцев 2016 года закончатся в среднем также, как уже прошедшие пять месяцев, то доходы бюджета составят не 13,738 трлн рублей, а 11,145 трлн рублей. Это при запланированных расходах на уровне 16,099 трлн рублей. Дефицит бюджета будет равен 25% от суммы расходов. Четверть всех расходов, Карл!
И вот на фоне такого чудовищного рассыпания бюджета в прах прямо у нас на глазах министерство финансов предлагает чуть-чуть подсократить расходы бюджета с 16,099 трлн рублей (что было запланировано на текущий год) до 15,78 трлн рублей. Сравните ещё раз ожидаемые в текущем году доходы в 11,145 трлн рублей с предлагаемыми минфином расходами в будущем году в размере 15,78 трлн рублей. Если в будущем году доходы останутся на текущем уровне, то дефицит бюджета будущего года предлагается сверстать с примерным дефицитом размере 29,4% от расходов. Эй, минфиновцы, у вас всё в порядке со здоровьем? А за счёт чего вы планируете оплачивать эти расходы?
Где взять деньги?
О, это очень интересный вопрос. Вспомним свой семейный бюджет. За счёт чего можно уменьшить дефицит? Либо увеличить доходы, либо уменьшить расходы. С идеями минфина по уменьшению расходов в целом мы ознакомились. Чуть подробнее разберём их дальше. Можно ли увеличить доходы? И если да, то как? Чисто теоретически, существуют следующие пути:
1. За счёт роста валового внутреннего продукта (ВВП) увеличатся поступления налогов от бизнеса и населения.
2. Увеличить ставки налогов, увеличить собираемость налогов, придумать новые налоги, отменить налоговые льготы.
3. Взять деньги в долг на внутреннем или внешнем рынке.
4. Продать что-то ненужное.
5. Увеличить инфляцию.
Про первый пункт забудьте. Пока у власти находятся все нынешние люди – забудьте. Нынешняя власть только на словах заботится о частном бизнесе, об инвестиционном климате для частного бизнеса, об уменьшении административного и всех прочих давлений на частный бизнес. А на деле всё происходит ровно противоположное (смотри статью
"Российскому обществу в недалёком будущем предстоит сложный и ответственный выбор – сохранить в целости и сохранности можно будет или нынешнюю власть с элитой, или страну. Третьего не дано"). Так что ни о каком росте российской экономики не может быть и речи. Министр экономического развития РФ все уши нам прожужжал и скором росте экономики (смотри статью
"Алексей Улюкаев предсказал выход России из рецессии в 2016 году. Это уже восемнадцатое дно российской экономики от Улюкаева"), а экономика всё продолжает и продолжает падать даже по сравнению с провальным 2015 годом.
Про второй пункт власти со странной периодичностью утверждают, что ничего подобного не планируют. И что самое интересное, в последнее время подобные опровержения из уст чиновников слышно всё чаще и чаще. Это наводит на грустные размышления о том, что, на самом деле, повышение налогов обсуждается, и информация об этих обсуждениях прорывается в общество. После чего и следует очередное опровержение. Как следует относиться к словам российских чиновников о том, что они ни в коем случае не планируют повышать налоги до 2018 года? С недоверием.
Достаточно вспомнить историю с вводом побора с дальнобойщиков под названием "Платон". Формально, это никакой не налог. Это платёж, уверяют нас чиновники. Но это только формально. А на самом деле, "Платон" самый настоящий налог, поскольку деньги от него поступают в бюджет, и увеличивают налоговую нагрузку на транспортные предприятия. Поможет ли подобные "Платоны" бюджету? Однозначно, нет. Это как слону дробина. Тот же "Платон" по плану должен приносить в бюджет ежегодно примерно 38,5 млрд рублей в год (ещё 11,5 млрд рублей получит конторка, без конкурса (!) получившая право управлять системой, и которая наполовину принадлежит сыну одного из друзей детства президента РФ).
Напомню размер ожидаемого дефицита бюджета на текущий год – 4 082 млрд рублей. Нужно придумать 106 подобных "Платонов" (всяких "Сократов", "Аристотелей", "Архимедов", "Пифагоров", "Евклидов" – смотри статью
"Власти хотят ввести абонентскую плату за электричество"), чтобы дефицит бюджета исчез.
Если же власти продолжат вводить самые разные сборы с бизнеса и с населений, они, тем самым, сделают только хуже. Бизнес будет или закрываться, или уходить в тень. В результате, доходы бюджета не только не вырастут – они упадут. Если кто не верит, может вспомнить недавнюю историю с попыткой увеличить налоговую нагрузку на малый бизнес. После повышения ему платежей с фонда оплаты труда, доходы бюджета от этой статьи уменьшились. Если же попытаться увеличить налоговую нагрузку на население, то оно, конечно, не сможет закрыться или уйти в тень. Однако, оно просто уменьшит свои расходы по другим статьям (например, для начала, уменьшит походы в кино и в кафе с ресторанами), что приведёт к уменьшению доходов бизнеса. Это приведёт, в свою очередь, к уменьшению налоговых отчислений, и к его постепенному уходу с рынка.
Третий пункт. На внешнем рынке власти смогут занять только крохи. Если вообще смогут (смотри статью
"Минфин не будет размещать новые выпуски облигаций на зарубежных рынках. Вероятно, не хочет, чтобы провал размещения стал очевидным для всех"). На внутреннем рынке денег особо нет. Да и платить за них на внутреннем рынке придётся достаточно большие проценты. Что, рано или поздно, приведёт к очередному краху ГКО, как в 1998 году.
Четвёртый пункт. Продать-то властям есть что. Если речь идёт об акциях разных предприятий (например, типа "Роснефти"), то вопрос только – кому и почём? Очереди из желающих нет и не будет по причинам, разобранным в первом пункте. А без конкуренции покупателей цена будет невелика. Но даже не это самое страшное. Проблема в том, что продать что-то ненужное иностранному покупателю (а только у иностранцев есть реально большие деньги) можно только один раз. Провернуть с ними операцию, подобную той, что случилась с Владимиром Евтушенковым и "Башнефтью", вряд ли получится. А что будут власти делать после того, как у них кончится весь товар для продажи?
Пока что чиновники занимаются мухлежом с "Резервным фондом". Они перекладывают валюту фонда из одного государственного кармана (минфина) в другой (ЦБ), а в обратном направлении следуют свеженапечатанные рубли. В апреле резервный фонд "похудел" на 390 млрд рублей, в мае – ещё на 390 млрд рублей. Формально, валюта остаётся в стране и не тратится. Но такой мухлёж можно сделать максимум ещё 8 раз. После чего весь резервный фонд перетечёт в ЦБ. У минфина, правда, ещё останется "Фонд национального благосостояния". Но его резервы тоже небезграничны. А дальше – Alles kaput.
Пятый пункт. Это единственный реальный способ уменьшить дефицит бюджета. Разогнав инфляцию до трёхзначных цифр, можно легко решить все проблемы бюджета. Ведь налоги будут платиться, исходя из постоянно растущих цен, а, значит, постоянно растущих доходов предприятий и населения. Пока власти от него открещиваются. Но это только пока. Пока ситуация не стала по-настоящему критической.
Доходы бюджета.
А теперь вернёмся к бюджету за май 2016 года. Доходы за май в абсолютном размере оказались минимальными за все пять месяцев (736,3 млрд рублей). Причиной этого стал провал ненефтегазовых доходов, которые также оказались самыми маленькими за пять месяцев (371,9 млрд рублей). Внутри этой категории существенно растут только прочие доходы и доходы, связанные с импортом. Почему растут, как на дрожжах, прочие доходы – непонятно. С импортом всё просто: рухнул рубль – выросли рублёвые доходы бюджета. А вот доходы бюджета, связанные с внутренним производством, изменяются очень неравномерно. В январе 2016 года они упали на 10% по сравнению с январём 2015 года, в феврале выросли на 0,5%, в марте – на 15,8%, в апреле – на 4,9%, в мае – на 4,0%. Весь рост, кроме марта, меньше инфляции. Это значит, что в реальном выражении доходы бюджета от внутреннего производства падают. Это значит, что и само внутреннее производство сокращается. Где в таких условиях Улюкаев находит своё дно – неизвестно.
Нефтегазовые доходы в мае слегка выросли по сравнению с апрелем, мартом, февралём. Это неудивительно с учётом роста цен на нефть в этот период. Но всё равно нефтегазовые доходы в каждом месяце текущего года были меньше, чем в соответствующем месяце 2015 года. В январе на 28,7% меньше, в феврале – на 39,7%, в марте – на 39,0%, в апреле – на 31,0%, в мае – на 19,5%.
Накопленным итогом, доходы за пять месяцев текущего года составили 4,644 трлн рублей против 5,361 трлн рублей годом ранее. Недостача – 717 млрд рублей.
Расходы бюджета.
А теперь расходы. С ними, на первый взгляд, не всё так плохо. Накопленным итогом, расходы за пять месяцев текущего года составили 6,13 трлн рублей против 6,305 трлн рублей годом ранее. Недостача – "всего" 175 млрд рублей. Но дьявол, как обычно, прячется в деталях.
Лучше всего финансируется раздел "Социальная политика". Причём, этот раздел начали заливать деньгами с февраля, и продолжают делать так каждый месяц. Накопленным итогом, за пять месяцев текущего года перерасход (здесь и далее все цифры сравниваются с прошлым годом) составил 367 млрд рублей (или 22%). С учётом выборов в госдуму – неудивительно. Электорат необходимо задобрить. Неудивительно также, что с перерасходом финансируются "Общегосударственные вопросы". Накопленным итогом, за пять месяцев текущего года перерасход составил 43 млрд рублей (или 12%). Здесь сначала был большой дефицит средств, но потом ситуация выправилась, а сейчас наблюдается даже избыток выделяемых средств. Как же чиновники могут забыть себя, любимых? Они самих себя никогда не обделят и не забудут. Даже когда вокруг будет рушиться абсолютно всё, сладкую булочку с маслицем и икорочкой они себе выделят. Тем более в выборный год. Как говорится: "Не подмажешь – не поедешь". С перерасходом финансируется также "Охрана окружающей среды" и "Обслуживание государственного и муниципального долга". Почему так происходит – лично мне непонятно.
А вот все остальные статьи расходов финансируются с недостачей. Самый главный пострадавший в абсолютном размере – "Национальная оборона". Накопленным итогом, за пять месяцев текущего года недостача составляет 428 млрд рублей (или 24%). Следом идёт раздел "Национальная экономика" (привет всяким Ротенбергам и Тимченкам). Накопленным итогом, за пять месяцев текущего года недостача составляет 94 млрд рублей (или 14%). Дальше идёт раздел "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". Накопленным итогом, за пять месяцев текущего года недостача составляет 38 млрд рублей (или 5%). В относительном размере самый главный пострадавший – "Физическая культура и спорт". Накопленным итогом, за пять месяцев текущего года недостача составляет 17 млрд рублей (или 60%). Недофинансирование спорта шло с самого января. Похоже, власти с самого начала поняли, чем им грозят допинговые скандалы, и решили не тратить деньги попусту. Всё равно на олимпиаду в Бразилию никто не поедет (или поедут единицы спортсменов). Недостача по разделам "Образование", "Культура", "Здравоохранение" составляет 5,2%, 10,6%, 7,9% соответственно (или, накопленным итогом, не хватает 14,4 млрд рублей, 3,5 млрд рублей, 14,7 млрд рублей соответственно).
Что дальше?
А теперь давайте посмотрим, какие именно расходы минфин предлагает сократить в ближайшие три года? Судя по документу, попавшему в руки журналистов, сократятся расходы по госпрограммам социальной поддержки граждан, обеспечения доступным жильём, развития здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Максимальное сокращение финансирования ожидает госпрограмму по развитию физкультуры и спорта, программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона, программу развития Крыма (привет крымчанам, камни с неба падать ещё не начали?). Сократятся и расходы на оборону, но всего на 15% за три года.
Похоже, до чиновников пока ещё не дошла вся тяжесть сложившегося в российской экономике положения. Фактический дефицит бюджета складывается в размере 30% от расходов, в которых 30% (по итогам 2015 года) занимали статьи "Национальная оборона" и "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", а эти статьи сокращаются всего на 15%.
Покрывать дефицит бюджета нечем. Резервный фонд закончится уже в текущем году, фонд национального благосостояния – в следующем. Продать "Роснефть" можно один раз, да и денег особо много за неё не выручишь. В декабре прошлого года министр финансов РФ Антон Силуанов оценивал доходы бюджета от приватизации 19,5% её акций в нынешнем году в сумму 500 млрд рублей. На фоне ожидаемого фактического дефицита в размере 4 082 млрд рублей – это пшик. А дальше получателям бюджетных средств надо будет сосредотачиваться на поиске грибов, ягод, заготовке крапивы и прочих даров леса и огорода. Потому что чиновники, как обычно, недооценили риски, и слишком оптимистично смотрели в будущее.