Полгода – это был достаточный срок для подведения будущих итогов исполнения федерального бюджета за 2016 год (смотри статью
"Федеральный бюджет осенью будет секвестирован. Потому что денег нет. Итоги бюджета за полгода плачевны. Всем здоровья и хорошего настроения"). Девять месяцев – это более, чем достаточный срок. За девять месяцев становится в целом понятно всё. Вот, давайте и посмотрим, что у нас с федеральным бюджетом.
По сравнению с шестью месяцами кардинально ничего не поменялось, и чуда не случилось. Пушной зверёк по-прежнему с нами. Такой толстенький и упитанный. Напомню, что в прошлом году правительство запланировало (и госдума с советом федерации и президентом с этим планом согласились), что доходы бюджета в 2016 году составят 13,738 трлн рублей, расходы – 16,099 трлн рублей, дефицит – 2,361 трлн рублей (для справки – это 3% ВВП). Фактические доходы бюджета в 2015 году составили 13,656 трлн рублей, расходы – 15,611 трлн рублей. То есть, плановые доходы на текущий год должны были бы вырасти на жалких 0,6% по сравнению с прошлым годом, а расходы – всего на 3,1%. А с учётом инфляции, так даже и упасть. Вроде бы всё логично и очень здраво с учётом начавшегося в прошлом году кризиса в российской экономике. Очень удобно сравнивать результаты текущего года с результатами прошлого года. Ведь они, по планам российских властей, должны были совпадать. Увы, реальность превзошла все ожидания российских чиновников.
Доходы бюджета.
Доходы бюджета месяц за месяцем отстают от доходов бюджета прошлого года. В январе отставание составило 230,1 млрд рублей, в феврале – 206,9 млрд рублей, в марте – 90,4 млрд рублей, в апреле – 112,6 млрд рублей, в мае – 75,1 млрд рублей, в июне – 37,1 млрд рублей, в июле – 73,6 млрд рублей, в сентябре – 34,3 млрд рублей. Лишь в августе доход бюджета наконец-то чуть-чуть (на 8,6 млрд рублей) превысил аналогичный результат предыдущего года.
Но это, естественно, никак не помогло закрыть накопившееся за предыдущие восемь месяцев отставание в доходах. Накопилось уже 851,4 млрд рублей. Падение составляет -8,4% (здесь и далее – сентябрь 2016 года к сентябрю 2015 года). Вместо ожидаемых 10 145,4 млрд рублей (так было в прошлом году) бюджет в нынешнем году получил 9 294 млрд рублей.
Никого не должно расслаблять постепенный выход доходов бюджета на прошлогодний уровень. Просто цена на нефть росла всю первую половину года (смотри график
"Динамика цен на нефть с 1987 года по 2016 год"). Но так будет не всегда. Возможно, цена нефти ещё вырастет до 60 долларов. Может быть, даже дорастёт до 70 долларов. Но глобальный разворот, и падение цены на нефть, неизбежны, как восход солнца на востоке. И случится этот разворот если не в текущем 2016 году, то, в начале 2017 года точно. Так что дефицит бюджета вполне может ещё и увеличиться относительно текущей ситуации.
Такой провал по доходам относительно прошлого года получился из-за всё той же цены на нефть. В прошлом году нефть стоила гораздо дороже. Накопленным итогом отставание за девять месяцев по нефтегазовым доходам составляет 1 092,2 млрд рублей (-24,2%). Вместо 4 511,6 млрд рублей в прошлом году, было получено 3 419,4 млрд рублей в нынешнем году. Но падают не только доходы бюджета от продажи сырья. Падают и доходы от налога на прибыль (-3,7%). Вместо 403,9 млрд рублей в прошлом году, было получено 388,9 млрд рублей в нынешнем году. Кстати, обратите внимание на долю, которую занимает в доходах бюджета налог на прибыль. Это всего жалких 4,2%. В будущем, когда у власти будут национально ориентированные люди, которые будут заботиться о национальных интересах страны, они обязательно снизят налог на прибыль. Падают также и прочие доходы (-3,4%). Вместо 1 226,6 млрд рублей в прошлом году, было получено 1 184,5 млрд рублей в нынешнем году. Падают также и доходы по разделу "ввозные пошлины" (-0,4%). Вместо 416,7 млрд рублей в прошлом году, было получено 415,1 млрд рублей в нынешнем году.
Остальные разделы доходов формально выросли. Однако значимые разделы выросли меньше инфляции. То есть, в реальном выражении они упали. Официальная инфляция с октября 2015 года по сентябрь 2016 года (за последние 12 месяцев) составила 7,5%. Мы не будем обсуждать, насколько эта цифра соответствует реальности. Примем её, как данность. В реальном выражении упали ненефтегазовые доходы. Они за последние 12 месяцев выросли на 4,3%. Вместо 5 633,8 млрд рублей в прошлом году, было получено 5 874,6 млрд рублей в нынешнем году. В реальном выражении упали доходы, связанные с внутренним производством. Они выросли всего на 6,2%. Вместо 2 687,1 млрд рублей в прошлом году, было получено 2 852,9 млрд рублей в нынешнем году. В реальном выражении упали доходы от НДС. Они выросли всего на 5,4%. Вместо 1 900,1 млрд рублей в прошлом году, было получено 2 003,0 млрд рублей в нынешнем году. В реальном выражении упали доходы, связанные с импортом. Они выросли всего на 6,8%. Вместо 1 720,1 млрд рублей в прошлом году, было получено 1 837,3 млрд рублей в нынешнем году. Быстрее инфляции росли акцизы, НДС на ввозимые товары, акцизы на ввозимые товары. Но их доля не столь велика, чтобы изменить общую тенденцию.
Общая тенденция по-прежнему показывает на спад и замедление экономики. И никакое враньё министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева (смотри статью
" Улюкаев считает, что российская экономика перешла от рецессии к стагнации. Это уже двадцать второе дно российской экономики от Улюкаева") не способно это замедление обратить вспять. Экономика падала, падает, и будет падать.
Расходы бюджета.
А теперь расходы. С ними всё гораздо лучше. Накопленным итогом, за девять месяцев, вместо 10 794,3 млрд рублей в прошлом году, было потрачено 10 869,5 млрд рублей в нынешнем году. Рост на 0,7% сентябрь к сентябрю. Властям удалось превзойти уровень прошлого года. Ура, товарищи! Но, погодите радоваться. Дьявол, как обычно, прячется в деталях.
Лучше всего финансируется раздел "Социальная политика". Причём, этот раздел начали прямо-таки заливать деньгами с февраля, и продолжают делать так каждый месяц. Рост расходов составил 13,1%. Накопленным итогом, вместо 3 067,7 млрд рублей в прошлом году было потрачено 3 468,2 млрд рублей в нынешнем году. С учётом выборов в госдуму – неудивительно. Электорат необходимо задобрить.
Неудивительно также, что с перерасходом финансируются "Общегосударственные вопросы". Рост расходов составил 10,4%. Вместо 451,6 млрд рублей в прошлом году было потрачено 514,6 млрд рублей в нынешнем году. Как же чиновники могут забыть себя, любимых? Они самих себя никогда не обделят и не забудут. Даже когда вокруг будет рушиться абсолютно всё, сладкую булочку с маслицем и икорочкой они себе выделят. Тем более в выборный год. Как говорится: "Не подмажешь – не поедешь".
С перерасходом финансируется также "Охрана окружающей среды" (рост на 27,2%) и "Обслуживание государственного и муниципального долга" (27,8%). Почему так происходит – лично мне непонятно.
С разделом "Здравоохранение" снова случилось чудо. Его то недофинансируют относительно прошлогодних показателей, то перефинансируют. По итогам сентября это направление снова вышло в плюс. Правда, скромный. Рост расходов составил 6,9%, не достигнув, таким образом, инфляции. Вместо 331,0 млрд рублей в прошлом году, было потрачено 353,8 млрд рублей в нынешнем году.
А вот все остальные статьи расходов финансируются с хронической недостачей. Самый главный пострадавший в абсолютном размере – "Национальная оборона" (привет всяким "Уралвагонзаводам" и иже с ними). Падение расходов составило 13,9%. Вместо 2 309,0 млрд рублей в прошлом году, было потрачено 1 987,4 млрд рублей в нынешнем году. Следом идёт раздел "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (привет полицаям). Падение расходов составило 5,0%. Вместо 1 342,8 млрд рублей в прошлом году, было потрачено 1 276,0 млрд рублей в нынешнем году. Дальше идёт раздел "Национальная экономика" (привет всяким Ротенбергам и Тимченкам, и прочим друзьям сами знаете кого). Падение расходов составило 3,8%. Вместо 1 453,1 млрд рублей в прошлом году, было потрачено 1 397,3 млрд рублей в нынешнем году.
В относительном размере самый главный пострадавший – "Физическая культура и спорт". Падение расходов составило 42,2%. Вместо 51,8 млрд рублей в прошлом году, было потрачено 29,9 млрд рублей в нынешнем году. Похоже, власти с самого начала поняли, чем им грозят допинговые скандалы, и решили не тратить деньги попусту. Недостача по разделам "Образование", "Культура" составляет 4,8% и 4,3% соответственно. Вместо 433,1 млрд рублей и 58,6 млрд рублей в прошлом году, было, соответственно, потрачено 412,3 млрд рублей и 56,1 млрд рублей в нынешнем году.
Вот вам и косвенные ответ на вопрос, почему властям не нужно много людей с высшим образованием, и почему у учителей такая маленькая зарплата. Просто потому, что денег нет. А те, что есть, тратятся на более важные с точки зрения властей направления. Образование – совсем не важное направление. Так что, граждане учителя, если хотите жрать – идите в бизнес. Как завещал вам великий кормчий. Или не великий? Или не кормчий? А, не важно.
Дефицит бюджета.
Умножим полученные за полгода доходы на одну треть, и получим 12 392 млрд рублей вместо заложенные в планах 13 656 млрд рублей. Расходы по плану – 16,099 трлн рублей. Итоговый дефицит бюджета составит не 2 361 млрд рублей, а 3 707 млрд рублей. Уже не два раза больше, как всего три месяца назад, но всё равно больше. В полтора раза больше. Власти планировали, что дефицит составит всего 3% от ВВП. Это было практически исключено даже три месяца назад. За три прошедших месяца ситуация не изменилась. Так что, забудьте. Цифра дефицита в процентах от ВВП будет гораздо выше.
Текущий размер дефицита равен (10 869,5 – 9 294,0) 1 575,5 млрд рублей. Не хватает 2 131,5 млрд рублей. Чем власти собираются финансировать этот дефицит? Реальных вариантов в текущем году всего три. Потрошение резервного фонда, приватизация государственных пакетов акций разных предприятий, займы на внутреннем рынке. Займы на внешних рынках фактически провалились (смотри статью
"Минфин не будет размещать новые выпуски облигаций на зарубежных рынках. Вероятно, не хочет, чтобы провал размещения стал очевидным для всех"). Периодически всплывают слухи о росте тех или иных налогов, но власти постараются как можно дольше не поднимать налоги, потому что после парламентских выборов им надо как-то пережить ещё и президентские выборы. Разбрасыванию денег с вертолёта (helicopter money), то есть безудержному печатанию денег, будут сопротивляться российские денежные власти, приверженные монетаризму и "либерализму". Последний термин взят в кавычки, потому что никакие они не либералы. Эмиссии ничем не обеспеченных денег они будут сопротивляться до последнего своего члена во власти. Этого (увольнения "либералов") можно ожидать уже в следующем году, когда закончатся и резервы, и предприятия. Но мы отвлеклись.
Резервный фонд на 1 октября составлял 2 037,2 млрд рублей. То есть его не хватит на полное покрытие дефицита. Но есть жирные куски государственной собственности. Приватизация может (не должна, а именно может) принести в бюджет ещё 800-1000 млрд рублей. Если всё сложится удачно, то у властей останется немного резервного фонда на следующий год. Похоже, в текущем году ужас-ужас-ужас не случится. А в следующем?