Следователи "Международной следственной группы" (JIT) 28 сентября 2016 года представили второй отчёт о причинах крушения малазийского Boeing 777 рейса MH17 в Донбассе, которое произошло 17 июля 2014 года. Главный вывод следствия – зенитный ракетный комплекс "Бук", из которого сбили самолёт, был доставлен из России, а после запуска возвращён на российскую территорию. Сам запуск был произведён в районе посёлка Первомайское, который контролировали боевики ДНР.
Первое, что подумалось после того, как данная информация была опубликована – кое-кого в РФ ждёт печальная судьба. Или как у Слободана Милошевича, или как у Муаммара Каддафи. Чем прославился каждый из этих персонажей?
Милошевич.
В 1996 году в Косово началось формирование вооружённых формирований сепаратистов, которые вскоре были объединены в "Армию освобождения Косова". В крае развернулась партизанско-террористическая война, жертвами которой становились мирные жители, чиновники и военные Югославии. В ответ на развязанный террор, в 1998 году Милошевич направил в край югославскую армию и спецназ. Террор, репрессии, и этнические чистки проводили обе стороны конфликта.
В мае 1999 года Гаагский Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) выдвинул обвинения против бывшего президента Югославии Слободана Милошевича в совершении военных преступлений (нарушение законов и обычаев войны) и преступлений против человечности (убийства, преследования по политическим, расовым и религиозным мотивам, депортации) в Косово в 1999 году. 1 апреля 2001 года Слободан Милошевич был арестован, и 28 июня 2001 года был передан МТБЮ, и переведён в тюрьму ООН в Гааге. Судебный процесс начался 12 февраля 2002 года. 11 марта 2006 года Слободан Милошевич скончался от сердечного приступа в тюрьме Гаагского трибунала.
Каддафи.
21 декабря 1988 года в небе над шотландским местечком Локерби был взорван пассажирский Boeing 747, выполнявший рейс № 103 из Лондона в Нью-Йорк, в результате чего погибли 270 человек. Расследование выявило причастность к этому преступлению сотрудников государственных спецслужб Ливии. 19 сентября 1989 года в воздушном пространстве Нигера был взорван пассажирский DC-10, выполнявший рейс UTA-772 из Браззавиля в Париж, в результате чего погибли 170 человек. Расследование выявило причастность к этому преступлению сотрудников ливийской разведки.
В 1992 году совет безопасности ООН ввёл против Ливии санкции. 1 декабря 1993 года были введены дополнительные санкции ООН, запрещающие продажу многих видов оборудования для транспортировки и переработки нефти, а также были заморожены ливийские авуары за границей.
13 августа 2003 года Ливия признала, что её официальные лица несут ответственность за взрыв самолёта в небе над Локерби. 12 сентября 2003 года совет безопасности ООН проголосовал за отмену санкций против Ливии. 23 апреля 2004 года США объявили о частичном снятии антиливийских экономических санкций.
Зимой 2011 года в Ливии началась гражданская война. 27 июня 2011 года "Международный уголовный суд в Гааге" (МУС) выдал ордер на арест Каддафи за организацию убийств, незаконных арестов и заключений под стражу. В ходе гражданской войны оппозиционные силы при военном вмешательстве блока НАТО постепенно установили контроль над страной. Муаммар Каддафи был убит 20 октября 2011 года в результате самосуда захватившими его в плен повстанцами.
А теперь вернёмся к уничтожению рейса MH17 в небе над Донбассом. То, что Россия была непосредственно причастна к данному преступлению, стало понятно ещё в июле 2014 года. Интернет хорош (или плох – кому как) тем, что сохраняет всё.
Например, хронология событий сразу после уничтожения самолёта (и немного перед этим преступлением) была тщательно сохранена для потомков множеством волонтёров. В частности, она была сохранена в живом журнале автора с ником "p_senko" (смотри
"Боинг Малазийских Авиалиний, рейс MH17. Хронология событий"). Прекрасно видно, как так называемые "ополченцы" вначале радовались очередному сбитому украинскому самолёту, считая, что это транспортный Ан-26. О том же тут же принялись сообщать российские СМИ. И уже тогда появились в интернете видео бегства некоего "Бука" с места преступления. И уже тогда волонтёрами были подняты из архивов сообщения "ополченцев" и российских СМИ о наличие у ополченцев "Буков". И о том, что эти "Буки" сбивали украинский Ан-26. Все эти сообщения после катастрофы Боинга были удалены "ополченцами" со своих сайтов, но остались в гугл-кэше, и были бережно оттуда вытащены волонтёрами. Уже в день совершения преступления до российских властей начало доходить то, что они совершили. Реакция её отдельных представителей напоминает истерику. 17 июля в 21:46 по московскому времени зампред комитета госдумы по международным делам Леонид Калашников заявил: "Вам что, легче станет, если узнаете, кто сбил самолёт?"
Начиная с 17 июля, российские пропагандисты и российские военные начали множить самые различные версии катастрофы Боинга, порой даже самые невероятные. Перечислим их:
1. Ополченцы сбили украинский Ан-26 на высоте 10 км.
2. ВСУ сбили ракетой МН17, перепутав его с самолётом президента РФ Владимира Путина, возвращавшегося в РФ из Польши.
3. Украина могла сбить МН17, приняв его за самолёт-шпион.
4. Украинский штурмовик Су-25 сбил МН17.
5. Фото со спутника доказывает, что украинский штурмовик Су-25 сбил МН17.
6. Ополченцы нашли карты с расположением украинских ПВО. Карты доказывают, что украинский "Бук" сбил МН17.
7. Российские инженеры доказали, что украинский "Бук" сбил МН17.
8. "Алмаз-Антей" доказал, что украинский штурмовик Су-25 сбил МН17.
9. Следственный комитет РФ имеет неопровержимые доказательства, что МН17 был сбит ракетой воздух-воздух, то есть это сделал украинский штурмовик Су-25.
10. Ополченцы не контролировали место пуска ракеты, на которое указывают голландские следователи.
11. МН17 не могли сбить с территории, которую контролировали ополченцы.
Первая версия умерла сразу, как были найдены тела нескольких сотен пассажиров Боинга.
Вторая версия также продержалась не долго. В бред про желание украинцев уничтожить самолёт российского президента могли поверить только дети. Достаточно было прочертить на карте маршрут президента из Варшавы в Москву, и сравнить эту линию с линией маршрута Боинга из Амстердама в Куала-Лумпур. Линии не только не пересекаются, между ними сотни километров.
Версия про украинский штурмовик оказалась гораздо более живучей. В бред про украинский штурмовик поверить чуть проще. По психологическим причинам. Ведь речь идёт о военном самолёте. Какие могут быть сомнения? Особенно, если легковерного потребителя этого бреда "забанили" в поисковых системах и/или он не умеет ими пользоваться. Все остальные быстро узнали, что штурмовик не может подняться выше 7000 метров (а Боинг летел на высоте выше 10000 метров), и не может догнать пассажирские самолёты по причине одинаковой с ними скорости.
Что только не делали официальные российские пропагандисты для защиты этой ложной версии. Предпринимались попытки исправить информацию про Су-25 в интернете, увеличив ему максимальную высоту, чтобы данная версия выглядела хотя бы чуть-чуть правдоподобней. На защиту этой версии привлекались фейковые космические снимки. На защиту этой версии даже привлекались, якобы, инженеры, то есть люди с техническим образованием. По крайней мере, всем говорилось о том, что оно у них есть (во что более грамотным людям верилось с трудом). На защиту этой версии привлекались люди из предприятий российского военно-промышленного комплекса. Интересно, как у них дела с совестью обстоят? На защиту этой версии привлекались люди из российского министерства обороны. Про совесть у военных людей спрашивать бесполезно, вместо совести у них приказы вышестоящего начальства. Правда, в своё время, в Нюрнберге, немецких военных довод про приказы от вышестоящего начальства не спас от виселицы. Но как военные могут не знать характеристики собственного штурмовика? Это абсолютная некомпетентность. Что делают эти люди в армии? На защиту этой версии привлекался даже следственный комитет. Это теперь совсем неудивительно, после множества очень странных (если не сказать больше) уголовных дел, возбуждённых представителями этого ведомства. Но все усилия оказались напрасными. Ибо шила в мешке не утаить.
Постепенно осталась одна версия – Боинг был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук". С этой версией согласились уже даже официальные российские пропагандисты. Очень интересно было наблюдать эти два года за их поведением. Как они раз за разом отступают на следующую линию обороны. Сначала они с экранов телевизоров говорили россиянам, что вообще никто не стрелял. Потом они нас уверяли, что стрелял, но не "Бук" (а штурмовик). Дальше они говорили, что стрелял "Бук", но не наш (а украинский). После этого они настаивали, что "Бук" был наш, но стреляли не мы (а ополченцы). Очень скоро мы узнаем, что стреляли всё-таки мы, но случайно. А потом окажется, что стреляли мы, но метили не в Боинг". Но о двух последних версиях чуть позже.
Версия про "Бук", как уже было сказано выше, появилась практически сразу. И сразу же начали появляться доказательства того, что это был именно российский "Бук". Очень подробно про то, как прокололось российское министерство обороны, пытаясь доказать, что Боинг сбили украинцы, рассказал в своём живом журнале 23 июля 2014 года автор с ником "0serg" (смотри
"MH 17. Вопрос-ответ"). Сбором доказательств все два прошедших года активно занималась группа Bellingcat. Она провела огромную работу по нахождению в открытых источниках информации, которая может помочь в установлении истинной картины преступления, и в нахождении всех виновных в нём. Ими с высокой точностью был установлен маршрут движения "Бука" от российской военной базы до населённого пункта Снежное, и обратно. Или был установлен номер "Бука" и номер воинской части, к которой данный "Бук" был приписан. Выводы Bellingcat совпадают с выводами "Международной следственной группы". Согласно озвученным JIT данным, общее количество подозреваемых составляет 100 человек. Непосредственно подозреваемых в запуске ракеты "Бука" из состава 53-й зенитно-ракетной бригады ВС РФ около 20 человек.
Формально, следователи пока никого конкретно не обвинили. И в адрес России обвинений не последовало. Но всем умным людям уже давно понятно, кто виновен в совершённом преступлении. Виновные это тоже прекрасно понимают. По принципу "на воре шапка горит" они тут же выдали себя, бросившись обвинять своих обвинителей. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считает, что расследование крушения Boeing МН17 на Донбассе велось в условиях заведомо предвзятого отношения к России: "Следствие нельзя вести, исходя из парадигмы, когда через несколько минут после трагедии на официальном уровне в известных странах выступают и говорят, что виновата Россия". И дальше: "если вести следствие, исходя из этой парадигмы, оно обречено на необъективность, оно обречено на провал". Отвечая на прямые вопросы о том, признает ли он выводы следователей, Песков заявил: "Нечего принимать или отрицать. Прежде всего, повторяю, это предварительные заключения. Нам по-прежнему нужно продолжить расследование. К сожалению, мы не видели никаких доказательств".
Слова про отсутствие доказательств – это стало уже фирменной фишкой современных российских властей. "Их там нет" (фраза давно стала мемом в социальных сетях), "Мы не увидели доказательств", "заключение предварительное", "правда не окончательная", "наших военных там не было, и никаких "Буков" мы на территорию Украины не завозили". Всё это до боли напоминает недавнюю реакцию на доклад WADA. Пескова вполне можно заменить куклой, которая при нажатии на живот отвечает тремя фразами: "это не мы!", "вы все врёте!", "предъявите ваши доказательства!". В своё время так же реагировали на обвинения, и Милошевич, и Каддафи. Это их не спасло от возмездия.
Чуть выше было высказано предположение о том, что скоро официальные российские пропагандисты отступят на новый рубеж обороны. Сначала нам будут говорить, что стреляли всё-таки мы, но случайно. А потом окажется, что стреляли мы, но метили не в Боинг". Подходящая для этого версия была озвучена уже давно, ещё в августе 2014 года, и она ещё более чудовищна, чем все предыдущие.
Председатель службы безопасности Украины Валентин Наливайченко 7 августа озвучил на брифинге версию о том, что российский "Бук" должен был сбить российский самолёт, а не голландский, чтобы получить casus belli для военного вторжения РФ в Украину. Речь шла о самолёте "Аэрофлота" (рейс АФЛ-2074 по маршруту Москва – Ларнака). Я тогда посмотрел данные flightradar24 (к сожалению, flightradar24 не даёт возможности посмотреть данные двухлетней давности, поэтому сейчас это уже невозможно), эта версия была непротиворечива. Самолёты пересекались почти в точке катастрофы Боинга, разница по времени составляла всего несколько секунд. Просто самолёт рейса MH17 был крупнее и летел на 625 метров ниже самолёта рейса SU2074.
Что будет дальше? Зачем голландцы тянут кота за хвост, если всё было известно ещё два года назад? Дело в том, что западные люди делают всё очень основательно, а, значит, медленно. Они готовят дело не для "басманного правосудия", в котором даже шитое белыми нитками уголовное дело не имеет не единого шанса рассыпаться. Они готовят дело для международного трибунала, который рано или поздно состоится. Никакое право вето не поможет российским властям избежать суда. И в международном трибунале каждая сказанная следователями фраза должна иметь неопровержимые доказательства. Вот сбором таких доказательств следователи и занимаются.
13 октября 2015 года был опубликован итоговый отчёт голландского совета по безопасности, согласно которому, катастрофа была вызвана взрывом боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной зенитно-ракетным комплексом "Бук". 28 сентября 2016 года следователи JIT представили часть предварительных результатов расследования, согласно которым, комплекс "Бук", ракетой которого был сбит в июле 2014 года самолёт рейса МH17, был доставлен на Украину из России, а потом возвращён обратно. В 2017 году будет пофамильно названы все подозреваемые в совершении данного преступления, и все они будут объявлены в международный розыск. Каток разогнался, и его уже не остановить.
Его можно было бы остановить в июле 2014 года, заявив, что произошла трагическая случайность, и выплатив компенсации всем пострадавшим. Однако, всё это время российские власти не признавали очевидных фактов, фабриковали улики, предоставляли следствию недостоверные данные, пытались направить следствие по ложному следу, мешали официальному расследованию, вели насквозь лживую пропаганду.
Поскольку нынешнее российское руководство вряд ли согласится выдать суду хотя бы одного подозреваемого в преступлении, то несложно предсказать будущие шаги международного сообщества по отношению к России: новые санкции, аресты имущества, ограничения международной торговли; дальнейшая изоляция страны, разрушение её экономики, падение уровня жизни граждан. Всё будет точно также, как в своё время было с Югославией, Ливией, Ираном, Ираком. Самой страшной из возможных санкций будет запрет на импорт нефти и нефтепродуктов из России в страны Евросоюза и США. Евросоюз – наш основной покупатель. Быстро переориентировать экспортные потоки не получится, да и просто некуда. Иран после такого запрета продержался всего три года, после чего взмолил о пощаде. Сколько продержится российская экономика в таких условиях, сказать трудно, но вряд ли дольше.
А это означает, что российские власти у нас на глазах совершают предательство национальных интересов россиян. А мы за это продлеваем им срок нахождения у власти. Удивительный, всё же, у нас народ. Добрый.