Банковский портал FinNews.ru в третий раз публикует "Рейтинг PR–специалистов кредитных организаций Санкт-Петербурга". Цели и методика проведения остались прежними, с ними можно ознакомиться, прочитав статью
Банковский пиарщик глазами журналиста 2005.
Повторим, что публикуемый нами рейтинг не претендует на всестороннюю и полную оценку деятельности специалистов PR-служб, поскольку нами не рассмотрены другие важные составляющие PR деятельности – такие как внутренний PR, то есть работа с персоналом банка, взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, инвесторами, акционерами банков. Также нам не представляется возможным оценить работу PR-специалистов с точки зрения руководства банков. Однако, как нам кажется, именно во взаимодействии с представителями СМИ, успешность PR-специалиста проявляется наиболее ярко, потому что информация, которую банки желают донести до своих клиентов, в том числе и потенциальных, поступает к ним именно через журналистов.
По данным FinNews.ru, в 39-и кредитных организациях, расположенных в Санкт-Петербурге, в 2006 году имелись специалисты, отвечающие за связи с общественностью (включая внешние PR-службы). Таких специалистов мы насчитали 59. Мы учитывали, что в некоторых банках PR-обязанности выполняют несколько человек, и, кроме того, мы учитывали кадровые перемещения – даже если специалист проработал в 2006 г всего несколько недель, он вошел в наш рейтинг. В некоторых случаях в рейтинге участвовали специалисты, формально никакого отношения к PR не имевшие, но руководство кредитной организации возложило на них соответствующие обязанности. Ознакомьтесь с полным списком оцениваемых
PR-специалистов. В таблице указан банк, фамилия и имя специалиста, отвечающего в данном банке за связи с прессой, должность этого специалиста и время, в течение которого специалист в 2006 году выполнял функции PR-специалиста.
Как обычно, 1 декабря журналистам были разосланы анкеты, в которых журналисты должны были поставить оценки тем банковским PR-специалистам, с которыми журналист работал в течение года. Ответы прислали 32 журналиста (в 2005 году – 36), представляющие 24 издания (в 2005 году – 23). Мы считаем, что картина получилась достаточно объективная, поскольку среди ответивших – журналисты всех основных печатных деловых изданий, информационных агентств и банковских сайтов – то есть те, кто наиболее плотно работает именно с банковскими PR-специалистами. Две полученные анкеты, как и в прошлом году, не были использованы в рейтинге, поскольку в них оценки были проставлены только одному банковскому PR-специалисту, что нарушает принцип объективности оценки.
В отличие от предыдущих двух рейтингов, мы решили опубликовать полную таблицу итогов рейтинга со всеми пиарщиками. Ознакомьтесь с
результатами рейтинга PR-специалистов. В данной таблице для удобства восприятия информации не указаны должности и время, в течение которого специалист в 2006 году выполнял функции PR-специалиста.
Первая десятка рейтинга изменилась. Изменилась и первая тройка. Произошедшие изменения хоть и несколько неожиданные, но в то же время и вполне прогнозируемые.
Первую десятку покинули специалисты, ушедшие из своих банков еще в начале года – Константин Сидоров ("Балтинвестбанк") и Тит Коршиков ("Промсвязьбанка"). Нельзя сказать, что они стали чем-то хуже. Просто за прошедший год память о них начала стираться.
Бессменные лидеры предыдущих двух рейтингов уступили свои позиции, но остались в первой десятке. Иван Байлюк (ПСБ) с 1-го места переместился на 8-е. После поглощения этого банка "Внешторгбанком" у Ивана Байлюка появилась дополнительная инстанция, с которой необходимо согласовывать каждый шаг, если не каждый вздох. С учетом стиля работы, принятого в ВТБ, едва ли возможно было сохранить качество работы с журналистами на прежнем, очень высоком уровне. А вот значительное снижение позиций Вадима Бараусова ("КИТ-Финанс") уже вызывает удивление. Он со 2-го места опустился на 10-е. По-видимому, Вадим Бараусов в 2006 году стал меньше общаться с петербургскими журналистами. Ухудшились позиции и у другого пиарщика из "КИТ-Финанс" - Ирины Черепахиной. Она покинула первую десятку. Возможно, в банке стали меньше значения уделять media relations, а задачи у перечисленных выше сотрудников в связи с этим несколько изменились.
Как говорится, свято место пусто не бывает и места былых лидеров заняли другие люди. В первом рейтинге двух из трех из них не было совсем, а в предыдущем рейтинге все трое уже входили в его первую десятку. Елена Луцышина ("Международный Московский Банк") с 3-го места переместилась на 2-е, Алексей Флек ("Банк Москвы") – с 7-го места поднялся на 3-е. Первое место заняла Мария Варешина ("Городской Ипотечный Банк"), поднявшись с 8-го места в прошлом году. Не обошлось без неожиданностей. Так, один из новичков рейтинга (Евгений Петров, "Номос банк") сразу попал на 6-ю позицию. Очевидно, сказывается журналистское прошлое Евгения – он отлично знает, что нужно журналистам и воплощает свои знания на практике. Анна Каган (ВТБ) с 18-го места поднялась на 9-е. Неожиданным этот результат является потому, что в течение 2006 года Анна не давала повода для такого роста. К сожалению, подтвердить или улучшить достигнутые результаты ей уже не удастся, так как в середине лета 2006 года она покинула банк и банковскую отрасль в целом.
Как и в первых двух рейтингах, итоги третьего показывают полное отсутствие какой-либо зависимости места специалиста от величины банка, в котором он работает. В очередной раз мы убеждаемся в истинности поговорки: "Не место красит человека, а человек место". При переходе из банка в банк специалист, как правило, сохраняет свои позиции в рейтинге. А вот сам банк при уходе профессионала просто исчезает из информационного поля.
В очередной раз далеко за пределами первой десятки оказались специалисты из крупных федеральных банков, имеющих и в Петербурге сильные позиции. Причины этому разные. В некоторых из них пиаром занимается человек, одновременно отвечающий и за рекламу. Причем часто это вообще один человек в банке по данным направлениям. Этих людей легко застать на рабочем месте и в 20 часов вечера, и в 21 час. Естественно, что на пиар времени просто не хватает. В некоторых банках просто не придают пиару должного значения и это направление поручили неподготовленным людям. Есть банки, в которых работа пресс-службы построена так, что журналисту проще и быстрее обратиться к любому другому сотруднику банка за комментарием. В целом, вероятнее всего, руководство этих банков считает, что у них и без пиара в Петербурге прекрасно идут дела, а большой размер банка и связанная с этим известность его бренда позволят им еще долго экономить на пиаре. Таким же образом думают руководители "иностранных" банков, то есть банков, контрольный пакет акций в которых принадлежит нерезидентам. В Петербурге только у "Международного Московского Банка" есть PR-специалист. Остальные полагают, что вполне достаточно московской пресс-службы. В некоторых случаях ("Райффайзенбанк", "Абсолют Банк") московские пресс-службы действительно качественно справляются с PR-поддержкой бизнеса банка в Санкт-Петербурге. В большинстве других банков такая поддержка оставляет желать лучшего.
Поскольку практика показывает, что от первого лица банка или филиала очень сильно зависит качество работы PR-специалиста, Банковский портал FinNews.ru провел исследования открытости топ-менеджеров кредитных организаций, расположенных в Санкт-Петербурге. В ближайшее время итоги рейтинга будут опубликованы.
Подведение итогов 3-го рейтинга банковских PR-специалистов и вручение призов и памятных дипломов победителям состоялось 22 января при поддержке ООО "ТТ Финанс" (Санкт-Петербург) и ООО "Арт Сувенир" (Москва).