Удивительные дела порой происходят внутри зелёного слона. Так иногда величают российский "Сбербанк". В такие моменты кажется, что слоном этот банк величают не зря. Однажды президент, председатель правления "Сбербанка" Герман Греф, делая прогноз по цене на нефть, сослался не на мнение собственных аналитиков, а на мнение совсем постороннего для банка человека –
американского специалиста на энергетическом рынке Henry Groppe из компании Groppe, Long & Littell. Странно, не правда ли? Аналитиков в любом банке, который может позволить себе их содержать, держат как раз для того, чтобы они давали своему руководству грамотные прогнозы по всем вопросам повестки дня. Неужели Герман Оскарович не доверяет аналитикам "Сбербанка"?
А сегодня произошло ещё более удивительное событие. Оказалось, что мнение главы банка может не совпасть с официальным мнением банка. Казалось бы, так не должно быть. Но так бывает.
В ноябре 2021 года Герман Греф заявил, что доступность жилья для россиян сохраняется. Причём, сохраняется благодаря государственной поддержке. Вот что он сказал: "Доступность жилья для граждан сохраняется, в том числе благодаря широкому спектру программ с господдержкой для объектов первичного рынка".
А сегодня "Сбериндекс" отметил рост индекса доступности жилья в России за 5 лет. По данным аналитиков "Сбериндекса", с 2017 года по 2021 год сводный индекс доступности жилья в России вырос на 10,4%.
Подытожим. Герман Греф считает, что доступность жилья для россиян сохраняется. Аналитики банка, которым руководит Герман Оскарович, настроены гораздо более оптимистично. Они считают, что доступность жилья для россиян увеличивается.
А как оно на самом деле?
Есть достаточно простая методика расчёта доступности жилья. Для этого достаточно знать среднюю зарплату по России, среднюю стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке в России, а также выбрать общую площадь квартиры, доступность которой для россиянина мы хотим узнать. Первые две цифры регулярно публикует "Росстат". Можно как угодно относиться к качеству и достоверности публикуемой им информации, но другой просто нет. Последняя цифра немного колеблется в зависимости от того, в какой стране производится расчёт доступности жилья, и кто именно это делает. Но в любом случае цифра вертится вокруг 60 квадратных метров. Эту круглую цифру я и принял в своих расчётах.
Дальше, путём нехитрых математических вычислений определяется количество лет, за которые россиянин может накопить всю сумму на квартиру общей площадью 60 квадратных метров, полностью и без остатка откладывая свою зарплату, если она равна средней зарплате по России. Разумеется, всё это время ему придётся питаться святым духом, ибо ему просто не на что будет пить и есть. Да и жить ему придётся где-то на облачке. Разумеется, для упрощения вычислений в расчёт не берётся инфляция и ставки по ипотечному кредиту. Ситуация просто фиксируется на определённую дату, и всё.
Итак, по итогам третьего квартала 2021 года (более свежих данных пока нет) доступность жилья в России равнялась 8,6 лет. Давайте сравним эту цифру с данными за 2017 год, на который ссылаются аналитики "Сбериндекса". В тот год доступность жилья в России колебалась в диапазоне 6,6-7,8 лет (смотри график
"Доступность жилья в России").
Но, если на покупку квартиры приходится копить дольше – это неизбежно означает, что доступность жилья для россиян за последние пять лет уменьшилась. И сильно уменьшилась. Особенно сильно в последние два года, судя по графику.
Неизбежно возникают серьёзные вопросы к аналитикам "Сбербанка". Откуда у вас такие оптимистичные цифры взялись, если у "Росстата" они совсем иные? Или перед подсчётами аналитики надевают розовые очки? Или они потребляют что-то, вызывающее эйфорию?
В общем, теперь понятно и вполне объяснимо, почему Герман Оскарович сослался на мнение американского аналитика Henry Groppe, когда делал свой прогноз по цене на нефть. Ему доверия действительно больше.