Известно, что свято место пусто не бывает. После того, как западные компании после 24 февраля 2022 года перестали рекламироваться на телевидении, их место заняли российские банки. Крупнейшие, разумеется. Порой в рекламном блоке присутствуют одни лишь банки. А иногда в рекламном блоке появляется несколько разных роликов одного банка.
Вот как в данном конкретном случае со "зелёным слоном". Название не говорю, чтобы не делать ему рекламу. Но для тех, кто не понял, поясню – это крупнейший российский банк. В узких банковских кругах имеет погоняло "зелёный слон" за свои размеры, цвет, и былое поведение в посудной лавке.
Итак, в рекламном блоке появляется сначала ролик про кредиты "зелёного слона". Потом ролик другого банка. Затем ролик про депозиты "зелёного слона". Или наоборот. Встречал уже неоднократно.
То, что ролики так плотно упакованы – это не беда. Рекламных мест больше, чем желающих рекламу разместить.
Беда в другом. Банк предлагает кредиты с процентными ставкам ниже, чем ставки по его же собственным вкладам. По кредитам ставки начинаются от 4,9% годовых, а по вкладам ставки доходят до 7,5% годовых. Получается, что банк работает в убыток. Как такое возможно?
Понятно, что это, скорее всего, пустой маркетинг. Почти никто не сможет получить в этом банке кредит под 4,9% годовых. Ну, разве что, руководство самого банка. И, всё же, неужели такое возможно?
Возможно. Как поставишь задачу персоналу – так он и будет работать. Особенно, если речь идёт об эффективных менеджерах снизу доверху. Особенно, если власти ставят им задачу наращивать кредитование. Они берут под козырёк и усердно работают над выполнением поставленной задачи.
Если поставить задачу кредитному отделу нарастить портфель кредитов – они будут её выполнять так, как умеют. Снижением ставок по кредитам и снижением требований к заёмщикам. Если поставить задачу депозитному отделу нарастить портфель депозитов – они будут её выполнять так, как умеют. Ростом ставок по депозитам. Ведь эффективных менеджеров не слишком заботят финансовые результаты банка. Их заботят премии и бонусы. А над прибыльностью банка пусть лошадь думает. У неё голова большая.
Но, с другой стороны, трудно обвинять руководство банка и всех эффективных менеджеров в происходящем. После известных событий они находятся в прокрустовом ложе. Любой шаг в сторону может быть приравнен к государственной измене. Со всеми вытекающими последствиями.
Последствия могут быть страшными. В апреле стало известно, что
"российские банки в 2022 году могут потерять 66% собственного капитала, и превратиться в зомби". В мае стало известно, что
"российские банки остро нуждаются в деньгах для пополнения капитала". Но размер требуемой помощи пока не известен. А в сентябре те же самые руководители банков, что в апреле рисовали апокалиптические картины, внезапно начали говорить в стиле "Всё хорошо, прекрасная маркиза" (смотри слова
"Грефа" и
"Костина").
Так когда же можно верить словам уважаемых банкиров? Весной, когда они рвали на себе волосы и слёзно просили помощи у власти? Или осенью, когда они же начали всех уверять, что у них всё хорошо? Мне кажется, что правду они говорили весной. А сейчас, что называется, делают хорошую мину при плохой игре. Ведь у нас всё идёт по плану.
Как же тогда понимать кредиты по ставке от 4,9% годовых при вкладах по ставкам до 7,5% годовых? А это как раз яркое свидетельство того, что ничего не идёт по плану. Что всё катится под откос. Пока не слишком заметно для тех, кто не знает, куда надо смотреть.