Глава ВТБ Андрей Костин на съезде "Ассоциации российских банков" заявил следующее: "Что касается работы российских банков, всё, что там [в "Панамских документах"] говорится, имеет лживый характер, и не имеет ничего общего с правдой". А ещё он заявил следующее: "Российские банки выступают за деоффшоризацию финансовой деятельности". И ещё, что он "Не видит рисков для группы ВТБ в связи с публикацией этого расследования". И, наконец, что RCB Bank Ltd ("Русский коммерческий банк", RCB) на Кипре никогда не кредитовал Сергея Ролдугина и его фирмы, никогда не выдавал необеспеченных кредитов и не обходил санкции, а "Те проверки, которые прошли в кипрском банке, показывают, что банк полностью работал в соответствии с принятой практикой".
После каждой из этих фраз надо ставить множество насмешливых смайликов. Да-да, конечно-конечно. Вы абсолютно правы, Андрей Леонидович. И чем чаще вы будете об этом говорить, тем быстрее вам все поверят. Вы ведь, Андрей Леонидович, уже который день об этом говорите. Банк не виновен, всё ложь, банк оклеветали, всё ложь, мы будем подавать в суд, всё ложь.
Кстати. Где-то я подобную фразу (двумя предложениями выше, про "чаще говорить – быстрее поверят") уже слышал. Или похожую фразу. Откуда она? Вспомнил. "Чем невероятнее ложь, тем быстрее в неё поверят". В интернете повсеместно распространено мнение, что эту фразу сказал сам маэстро лжи и пропаганды доктор Йозеф Геббельс.
На самом деле, это не так. Автор фразы совсем другой человек. И первоисточник выглядит немного иначе: "Эти господа исходили из того правильного расчёта, что чем чудовищнее солжёшь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется" [взято из Википедии не для рекламы произведения, а для установления истины, прим.ред.].
Так что, всё правильно вы, Андрей Леонидович, делаете. Вы очень хороший ученик. Продолжайте в том же духе, и всё у вас получится. Почти все вам поверят. А те, кто вдруг вам не поверят – тех вы назовёте "пятой колонной" и "национальными предателями". И будет вам счастье.
Или, всё-таки, не будет? Как можно верить человеку и банку, которые уже неоднократно были ловлены на поразительной гибкости в отношении правды и лжи, а также у них были открыты большие художественные таланты в деле приукрашивания действительности? Вот только то, что удалось отловить:
"ВТБ рапортует о рекордных прибылях. Аналитики в рекордах сомневаются. Можно ли вообще доверять банковским отчётам?",
"Банкирам верить нельзя. Как и политикам. Обманут",
"Андрей Костин: чудесное превращение ястреба в голубя",
"Андрей Костин считает, что в российской экономике нет кризиса. Если падение ВВП на 4,6% – это не кризис, тогда что такое кризис?". А сколько ещё не было отловлено? Ведь и банк, и сам Андрей Леонидович, постоянно о чём-то вещают. И никто никогда не удосуживался проверять сказанное на истинность. По крайней мере, мне о таких случаях ничего не известно.
Ну, а, чтобы не быть голословным (в отличие от самого Андрея Леонидовича), разберём его высказывания хотя бы вкратце.
Костин говорит, что "Панамские документы" имеют лживый характер, но не приводит никаких вещественных или документальных доказательств этому. Просто призывает поверить ему на слово. Но, согласитесь, это неравноценный обмен получается. Мы должны кому-то поверить на слово, и не поверить документам. Это не логично. Документам веры заведомо больше, чем словам. Так что, в следующий раз, Андрей Леонидович, озаботьтесь заранее подготовкой документов, подтверждающих ваши слова.
Костин говорит, что российские банки выступают за деоффшоризацию финансовой деятельности. Это то же самое, что и "пчёлы против мёда". На всякий случай расшифрую это достаточно известное крылатое выражение. Оно означает невозможность эффективной борьбы с неким явлением с помощью сил, изначально по природе своей не заинтересованных в такой борьбе. Банки не заинтересованы в деоффшоризации, потому что это уменьшит их прибыли. А банки, как и абсолютно все частные коммерческие компании, созданы именно для получения прибыли.
Костин говорит, что RCB Bank на Кипре никогда не кредитовал Сергея Ролдугина и его фирмы, никогда не выдавал необеспеченных кредитов, не обходил санкции, полностью работал в соответствии с принятой практикой. "Панамские документы" имеют несколько иную трактовку событий. И чтобы Костину поверили, он тоже должен подтвердить свои слова документально.
Костин говорит, что он не видит рисков для группы ВТБ в связи с публикацией этого расследования. Частично он прав, потому что ВТБ и так уже давно находится под санкциями. Но он не совсем прав, потому что RCB Bank, на 46% принадлежащий ВТБ, пока не находится под санкциями. Но вполне может под них попасть. Потому что представитель минфина США в ответ на вопросы одного российского издания подчеркнул, что "американское правительство уделяет особое внимание расследованию возможных противозаконных действий, и деятельности по обходу санкций, используя при этом любые источники информации – как публичные, так и непубличные". Так что, рано говорить "гоп", Андрей Леонидович. Ой, рано.
Всё ещё только начинается.