2007 год можно было назвать годом строительства розничных банковских сетей (смотри график
"Количество филиалов банков в России"). А еще это был год активных продаж российских банков иностранным инвесторам. Желающих продаться было много. А чтобы продаться подороже, такие банки также начали активно развивать филиальные розничные сети. Ведь иностранцев можно было заинтересовать только розницей. Поэтому принимались амбициозные планы, которые ускоренными темпами воплощались в жизнь.
Банк России начал отслеживать все виды банковских точек продаж с мая 2006 года. Тогда их насчитывалось 35 127. С учетом численности населения России на начало 2006 года (по данным Росстата) в 142,8 млн человек, насыщенность банковскими точками продаж составляла 24,6 точек на 100 тыс человек. На 1 октября 2008 года количество банковских точек продаж возросло до 43 421, а насыщенность – до 30,6 точек на 100 тыс человек. Россия уже неплохо смотрится на фоне развитых стран (смотри таблицу сравнения
"Насыщенность банковскими точками продаж в разных странах").
Еще недавно казалось, что рост всего и вся будет длиться "вечно". При сохранении прежних темпов роста до уровня Германии по насыщенности банковскими офисами российским банкам предстояло расти 5 лет, а до уровня Испании – 16 лет. Однако зарождающийся российский экономический кризис заставит российские банки внести коррективы в планы по бурному развитию розницы. В погоне за количеством банки совсем забыли об эффективности. А ведь офис стоит значительных денег.
Затраты на открытие и содержание банковского офиса точно подсчитать крайне сложно. Помещение под офис может быть куплено, а может быть взято в аренду. Помещения имеют разную площадь, в офисах работают разное количество персонала, офисы продают разный набор услуг, они находятся в разных районах города, да и города в России очень разные. Тем не менее, усредненно стоимость открытия одного офиса составляет 100-500 тыс. долларов, стоимость нового филиала банка – 0,5-3 млн долларов. Банкиры рассчитывали на окупаемость своих офисов в течение 2,5-7 лет.
Теперь ситуация сильно изменилась. На чем может заработать банк в рознице? На комиссионных платежах и процентных доходах. Комиссионные платежи – это плата за перевод денежных средств в пользу юридических (например, коммунальные платежи) и физических лиц (например, денежные переводы). Объем таких операций скорее всего сохранится. Сохранится или даже вырастет и объем валютообменных операций. А вот процентные доходы будут однозначно падать. Население с сентября 2008 года начало активно выводить деньги из банков, закрывая свои вклады и депозиты. Но если вкладные операции не умрут насовсем, то того же нельзя сказать о кредитах.
Пока очень мало банков, официально приостановивших выдачу ипотечных и автокредитов. Из крупных банков, представленных в Санкт-Петербурге, это сделали только "Балтийский Банк" (в октябре остановил ипотечное кредитование) и банк "Санкт-Петербург" (в ноябре остановил автокредитование и ипотечное кредитование на вторичном рынке, оставив только "первичку", строительство которой ведет компания-партнер банка).
Большинство других банков поступило хитрее. Формально они продолжают делать вид, что ипотечный кредит и автокредит у них можно взять. Но, во-первых, под какую ставку?! 16-22% годовых по ипотеке на 10 лет? Через 10 лет квартира, купленная на взятые у банка в кредит деньги, будет стоить для заемщика, как самолет. А во-вторых, даже под такие проценты банки кредиты не выдают – заемщику под любым предлогом отказывают в кредите после рассмотрения его заявки. На самом деле банки понять можно – под такие процентные ставки кредит может брать только сумасшедший, а таким лучше денег не давать.
Причины фактического сворачивания ипотечного и автокредитования просты: у большинства российских банков нет долгосрочных денег. Есть, конечно, собственный капитал и нераспределенная прибыль, но этого совершенно недостаточно для развития кредитования населения. Раньше роль долгосрочных денег выполняли облигационные займы, размещаемые среди зарубежных инвесторов. В результате мирового экономического кризиса доступ к такому финансированию для российских банков стал закрыт. Секьюритизация ипотечных кредитов также невозможна. А что может произойти с банком, если он начнет выдавать ипотечные кредиты на 10 лет за счет полугодовых депозитов, можно ознакомиться в статье
"Смерть российской ипотеки?".
Банки, которые открывали офисы с целью развития розничного направления своего бизнеса, открывали большие и красивые офисы как раз для выдачи в них кредитов населению. Для валютообменных операций и денежных переводов дворцы из мрамора не нужны. Кредитование, за исключением потребительского, фактически остановилось, а значит, все эти большие и красивые офисы начинают приносить своим банкам убытки. И чем больше офисов у банка, тем больше у него убытков.
А некоторые банки строили свои розничные сети только для того, чтобы подороже продаться. Например, по данным Банковского портала
FinNews.ru, "Русь-Банк" в свое время планировал открыть в Санкт-Петербурге 45 офисов, а "Росбанк" – 50 офисов. Одними только экономическими причинами обосновать такое количество офисов невозможно. Но если акционерам "Росбанка" удалось продать его французской банковской группе Societe Generale, то "Русь-Банк" теперь будет выживать самостоятельно. Крайне маловероятно, что в текущей ситуации какой-то зарубежный банк захочет инвестировать в Россию. Поэтому, хотя "Русь-Банк" уже открыл в Петербурге 12 офисов, план по их открытию, скорее всего, выполнен не будет.
По объему потребительских кредитов на одну точку продаж (смотри таблицу
"Top100 самых филиальных банков России в 2008 году") можно сделать вывод об эффективности использования банком своей филиальной сети. Естественно, есть нюансы. У банка ВТБ маленькое значение объема потребительских кредитов, потому что он не занимается розницей – в группе ВТБ за розницу отвечает "ВТБ 24". "Банк ВЕФК" и "Связь-Банк" также имеют небольшие значения данного показателя, но следует учитывать, что большая часть офисов этих банков имеют очень незначительную площадь и ограниченное число персонала. Такие офисы с ограниченным набором услуг можно назвать мини-офисами. "Банк ВЕФК" изначально открывал в Санкт-Петербурге компактные офисы, а "Связь-Банк" начал с 2006 года открывать мини-офисы на территории почтовых отделений связи. Стоимость создания и содержания подобных мини-офисов не велика, поэтому в условиях кризиса такие офисы не станут камнем на шее банка.
Возможно, существуют и другие исключения, но в целом, чем меньше объем потребительских кредитов, приходящихся на одну точку, тем больше будет в 2009 году проблем у такого банка со своей филиальной сетью. Процесс сокращения издержек у банков уже начался. В первую очередь сокращаются как раз сотрудники отделов ипотечного и автокредитования. А в 2009 году очередь дойдет и до сокращения офисов вместе со всеми работниками этих офисов. Поскольку предложение банковских офисов вырастет, то цены на них начнут падать и банки не смогут вернуть вложенные в создание филиальной сети деньги. Возможно, для каких-то банков принятое в свое время решение строить розничную филиальную сеть окажется фатальным.