Представитель "Всемирной организации здравоохранения" (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович 20 декабря 2021 года допустила, что штамм коронавируса "Омикрон" станет в итоге "живой вакциной", что позволит победить пандемию. Вот что она заявила в ответ на соответствующий вопрос: "Да, это возможно. Очень надеемся, что это будет так".
С такой оценкой ВОЗ категорически не согласен директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург. Он считает, что ничто не может сравниться с его вакциной "Спутник V". И уж тем более, никакой штамм коронавируса не сможет сравниться. Потому что штамм "Омикрон" может быть смертельно опасным. Вот что он сказал 17 января 2022 года: "Живой вакциной не только "омикрон" может быть, но и все штаммы, которые циркулируют. Если человек перенес заболевание "на ногах", то, считайте, это живая вакцина. Но никто не скажет, какие будут последствия такой "вакцинации", в отличие от вакцинации "Спутником", безопасность которого давно доказана. Потому что осложнения от живой вакцины бывают разные, вплоть до летальных исходов".
Сразу возникает вопрос – кто прав?
Александр Гинцбург уже не в первый раз пугает россиян различными коронавирусными страшилками (смотри статьи
"Александр Гинцбург нагнетает панику и распространяет сказки с целью принудить россиян к прививке недостаточно проверенными вакцинами?" и
"Как со временем менялось мнение сторонников вакцинации об эффективности вакцин против Covid-19?").
Но вдруг Александр Леонидович на этот раз прав? Вдруг у штамма "Омикрон" чудовищно высокая летальность, превышающая летальность всех предыдущих штаммов? Давайте изучим этот вопрос.
Поскольку "Омикрон" появился совсем недавно, в конце ноября прошлого года, то никаких научных данных на этот счёт ещё нет. Однако, два месяца – это вполне достаточный срок для того, чтобы можно было оценить летальность этого штамма приблизительно, по косвенным признакам. Дело в том, что за неполных два месяца "Омикрон" вытеснил почти полностью все остальные штаммы во многих странах. Вот и давайте посмотрим на эти страны. И посмотрим, как изменялась в этих странах смертность от Covid-19. И тогда нам станет примерно понятно, как летальность штамма "Омикрон" соотносится с летальностью предыдущих штаммов коронавируса.
По данным американского центра по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention – CDC) в США на "Омикрон" уже в конце декабря 2021 года приходилось более 95% всех новых случаев заражения в стране. Глава министерства здравоохранения Британии Саджид Джавид также в декабре заявил о том, что "Омикрон" уже стал доминирующим на территории страны. Добавим к этим двум странам Южно-Африканскую республику (ЮАР), в которой этот штамм обнаружили (смотри график
"Случаи заболевания Covid-19 и смерти от Covid-19 в США",
"Случаи заболевания Covid-19 и смерти от Covid-19 в Британии",
"Случаи заболевания Covid-19 и смерти от Covid-19 в ЮАР").
Мы видим, что во всех трёх странах число новых случаев Covid-19 в декабре прошлого года резко выросло, значительно превысив все предыдущие максимумы. А вот смертность увеличилась совсем немного. Вспомним также, что коронавирусом в среднем болеют 7-10 дней. С момента всплеска заболевания в этих странах уже прошёл месяц. Всё вместе это означает, что летальность штамма "Омикрон" значительно меньше всех предыдущих штаммов. В несколько раз меньше. Также мы видим на графиках, что в этих трёх странах волна "Омикрона" уже затихает.
Недавно появилась более подробная информация из Германии. Она позволит подсчитать "видимую" летальность штамма "Омикрон" (коэффициент летальности, или case fatality ratio (CFR), который считается, как доля умерших среди лиц с подтверждённым диагнозом). На сайте института Роберта Коха публикуется
"Übersicht zu Omikron-Fällen in Deutschland". Это обзор случаев "Омикрон" в Германии. По состоянию на 23 января в стране зафиксировано 268 519 случаев заражения омикроном. Всего умерло 134 человека. Летальность "Омикрона" для всех возрастов равна 0,05%. Если сравнить эту цифру с цифрой летальности предыдущих штаммов коронавируса, то получится, что
"Летальность "Омикрона" значительно ниже предыдущих штаммов коронавируса".
Какой вывод из всего сказанного можно сделать? Получается, что Александр Гинцбург в очередной раз пытается всех нас обмануть. Зачем он это делает? Самая простая и логичная версия, лежащая на поверхности: он опасается за судьбу своей вакцины, которая (если штамм "Омикрон" действительно станет "живой вакциной") может оказаться никому не нужной. Никто не будет ею больше колоться. И меньше тоже. Это приведёт к резкому падению доходов. Как возглавляемого им центра им. Гамалеи. Так и его личных. А это, согласитесь, очень неприятно. Вот и пытается Александр Леонидович по мере сил не допустить такого развития событий. Вот и пытается Александр Леонидович напугать как можно больше, пытается посеять среди россиян панику и истерику, пытается навязать всему населению России свою вакцину "Спутник V". Чтобы все продолжали колоться раз в полгода. Или даже чаще.
Мотивация гражданина Гинцбурга понятна. Она высказывалась ещё Карлом Марксом. Кратко её можно сформулировать так: "На что готов пойти капитал ради 300% прибыли? На всё". Но при чём здесь здоровье россиян?