После марта 2020 года российские государственные органы перестали публиковать какие-либо данные по заболеваемости и по смертности от различных причин. С тех пор публиковалась только цифра общей смертности и цифры по заболеваемости и смертности Covid-19. Всё остальное длительное время оставалось тайной за семью печатями. Как будто только китайский вирус с ковидлой важны, а все остальные болезни – это сущие пустяки. Хотя, если построить график
"Количество умерших от всех причин и умерших от Covid-19 всех причин", то станет очевидным, что Covid-19 – это лишь некоторая часть от всех причин смерти в нашей стране. В октябре 2020 года эта часть была равна 11%.
Но значительной она кажется только из-за весьма странной методики подсчёта количества смертей от Covid-19, принятой "Росстатом" (смотри статью
"Цифра летальности в России от Covid-19 имеет признаки завышенности примерно в два раза"). "Росстат" в умершие от Covid-19 записывает даже тех, у кого вирус не был обнаружен (!). Также "Росстат" записывает в умершие от Covid-19 тех, у кого вирус не только не был основной причиной смерти, но даже не оказал существенного влияния на развитие смертельных осложнений заболевания.
Складывается впечатление, что таким нехитрым образом "Росстат" искусственно завышает летальность Covid-19. Для чего? Возможно, для того, чтобы средства массовой информации (СМИ), и сами бились в истерике, и возбуждали истерику и нагнетали панику среди населения. Если очистить данные "Росстата" от всех приписок, то Covid-19 в октябре 2020 года был причиной 6,5% от всех причин смерти в России. Глядя на соответствующий график
"Количество умерших от всех причин и умерших от Covid-19 без приписок", неизбежно возникает когнитивный диссонанс.
Да, 13 341 смертей в октябре от китайского вируса – это много. Но является ли эта цифра достаточным поводом для фактического уничтожения значительной части российской экономики? На протяжении последних четырнадцати лет каждый месяц в России умирало от 136 000 человек до 210 000 человек, но ни разу власти не закрывали страну на карантин, не разоряли тысячи и десятки тысяч частных предприятий (в основном малых и мельчайших) путём принудительной остановки их деятельности. Хотя за означенный период неоднократно случались всплески смертности. На графике эти всплески прекрасно видно. Порой смертность внезапно увеличивалась на 30 000 человек в месяц, но власть это не смущало. А сейчас власть забеспокоилась. Сильно забеспокоилась. Настолько сильно, что даже решила пожертвовать экономикой.
Складывается впечатление, что власти что-то недоговаривают, что-то скрывают от общественности. Пресс-служба "Росстата" вроде бы логично в своё время объяснила отсутствие статистики по заболеваемости и смертности от различных причин: "Распространение коронавирусной инфекции вызвало введение в регионах мер безопасности. Многие жители вынуждены отложить регистрацию рождений и смертей в органах ЗАГС. Некоторые ЗАГСы стали работать в ограниченном режиме. Из-за этого данные о смерти и рождениях приходят в "Росстат" с опозданием. В результате "Росстат" стал получать неполные сведения, которые требуют дополнительного времени на уточнение. Подробная информация по отдельным причинам смерти, будет представлена до конца года".
Конец года уже наступил, а подробной информации по-прежнему нет. Пауза как-то слишком подозрительно затягивается. На очередной вопрос "Когда?" пресс-служба "Росстата" снова накормила "завтраком": "Данные по распределению заболеваемости и смертности от Covid-19 по всем основаниям будут представлены не ранее следующего года в годовой публикации".
Но кое-что узнать всё же удалось. Появилось обновление по инфекционным заболеваниям. К сожалению, "Росстат" проигнорировал скромную просьбу подтвердить аутентичность появившихся цифр. Потому что цифры оказались очень странными. С апреля 2020 года в России начала резко расти заболеваемость пневмонией (воспаление лёгких). За весь период наблюдения с 2013 года таких огромных цифр не было никогда. Сложность ещё в том, что в обновлении отсутствуют цифры за сентябрь, а сами цифры даны накопленным итогом. Получалось, что за сентябрь и октябрь в России пневмонией заболели 555 682 человек. Это сопоставимо с количеством заболевших воспалением лёгких за целый год во все предыдущие года.
Если эти пятьсот тысяч распределить по двум месяцам равномерно, то график
"Количество заболевших внебольничной пневмонией" будет выглядеть шокирующе. Получается, что в октябре пневмонией заболели 300 000 человек. С 2013 года по 2019 год никогда ни в одном месяце количество больных пневмонией не превышало ста тысяч человек. А сейчас триста тысяч. Ситуация со столь чудовищным ростом числа заболевших пневмонией может объяснить значительный рост смертности в последние месяцы (смотри первый график). Но остаётся открытым вопрос – что стало причиной роста числа заболевших пневмонией?
Кто-то может сказать – виноват Covid-19. Американская статистика не вполне подтверждает подобную версию. Да, количество смертей от пневмонии весной 2020 года выросло примерно в 2,5 раза по сравнению с предыдущими годами. Но вот вторая волна смертей от пневмонии осенью 2020 года пока выглядит гораздо слабее весенней волны (смотри график
"США: количество умерших от всех причин, от пневмонии и Covid-19"). Также слабее выглядит и вторая волна смертей от Covid-19. Летальность Covid-19 в США постепенно снижается (смотри статью
"Для людей до 50 лет Covid-19 – это обычный сезонный грипп, который ещё и постепенно слабеет")
В нашей же стране всё наоборот. Вторая осенняя волна Covid-19 гораздо хуже первой весенней волны. Это видно и по количеству смертей от этой заразы. Это видно и по количество заболевших пневмонией. Почему так происходит – не известно. "Росстат" никаких цифр не публикует. Власть ничего общественности не говорит. Чем только усугубляет ситуацию.