FinNews.ru публикует текст расшифровки выступления Степана Демуры на РБК-ТВ в программе "PROФинансы" 19 сентября 2017 года.
Только что была программа про потребительский сектор, там говорили, в частности, о поросятах и прочем. Сразу вспомнил я любимый продукт.
Тушёнку.
Не рекомендуете ли?
Я всегда [её] рекомендую. В последние несколько лет.
Полезный продукт. В цене вырос. И очень скоро, я думаю, он будет сильно востребован.
Вспомнив твою рекомендацию по золоту в 2008 году.
Там было три рекомендации – патроны, золото, тушёнка.
Первое – это маленькие золотые слитки. Их удобно обменивать на еду. Сейчас я вспомнил про биткойны. Не майнишь? Биткойны обменять на еду будет проблематично, мне кажется, в отличие от золота, если что.
Что-либо покупать нужно, когда это самый ненавидимый актив.
Судя по выражению Джейми Даймона на прошлой неделе – биткойн самый ненавидимый.
Даймон – это, на самом деле, очень чёткая иллюстрация народной мудрости, которая говорит, что: "Хотите знать, когда такие Даймоны врут? Когда они открывают рот".
Потому что JPMorgan покупает биткойн цистернами.
Его обнажили трейдеры по биткойну – того же числа они в покупке стояли.
Не рассчитывал он на такое. Это подтверждение.
Может, он не в курсе был, что там трейдеры делают где-то в Стокгольме, заштатном городишке?
Он же обещался, по-моему, всех увольнять, кого застукает за сим занятием. Посмотрим.
Может, они для клиентов покупали? Это дело благое.
А, ну да. Клиентов "обуть" – это святое.
Конечно.
Для большого банка – это святое.
Эксперты базельского банка международных расчётов…
На 14 трлн нашли?
… Нашли дыру в 14 трлн долларов.
Они оптимисты.
Понятно, То, что видят, говорят.
Греки, на самом деле, на этом хорошо погорели. Была одна из причин того, что у них такие проблемы. Но другая сторона сделки, которая грекам структурировала сделку и принимала участие – это Goldman Sachs. Он, конечно, остался при своих. Как и в Венесуэле.
Надо отдать должное – они молодцы. Они молчат.
Кто – они?
Goldman Sachs. Комментариев не дают.
А что им говорить? Теперь [Марио] Драги сидит, товарищ Goldman Sachs.
Он скоро уходит. Йелен скоро уходит.
Да. Как же жить-то будем?
При них тихо было относительно.
Йелен, если она уйдёт – она уйдёт очень вовремя. Если она уйдёт. Но я сомневаюсь, что она уйдёт. Потому что старушенция достаточно амбициозная.
Серьёзно?
Да.
Она же полуобморочная. Как она будет решать вопросы ночью?
Она что – сейчас их решает? [смеётся]
Понятно. Но, когда надо будет уже в ночном режиме, как у нас.
Ребята с Уолл-стрит напишут ей текст, она его зачитает, и всё будет хорошо. А то, что она сейчас отсебятину гонит, и остальные члены ФРС – пока всё хорошо, можно, скажем так, вальсировать. Когда нужно будет действительно что-то делать – напишут текст, они его выполнят. Так уже было просто. Ничего не поменялось.
Что прилетит, когда прилетит – сказать точно нельзя?
Почему?
Примерно можно?
Сейчас, я думаю, уже что-то на подлёте. Я думаю, процентов 10-15 просадка в ближайший месяц-полтора будет. Всё это закончится таким дефицитом памперсов. Хотя ничего страшного вообще не случится. Но, после 10-15% просадки по S&P500, я думаю, что сентимент будет жутко медвежьим, начнутся крики, что "всё пропало", "мы же говорили, что банковская система разрушится этой осенью", и прочий бред.
Это будут ласточки чёрные?
Это будет всего лишь четвёртая волна. Потом будет последний рост по S&P500, который продлится, как мы уже говорили, несколько месяцев. Снова всё успокоится.
Наш ЦБ перестанет кошмарить рынок. А то, понимаешь, минфин говорит, что всё хорошо. Минэкономразвития говорит, что рубль в ближайшие три года будет стабилен, и будет укрепляться.
Не надо трогать, там Макс [Максим Орешкин] сидит.
А ЦБ кошмарит. Нефть, говорит, упадёт. И вообще, всё будет плохо. Вот когда ЦБ перестанет кошмарить рынок, через, скажем, 3-4 месяца, вот тогда мы…
Им сначала нужно санацию "Открытия" хотя бы провести удачно.
[Степан улыбается] Там санировать нужно не столько "Открытие", сколько тот же "Сбер", тот же ВТБ. Там санировать и санировать. Поэтому… Механизм отлажен. Печатный станок запущен. Все при делах. Все, скажем так, получают свой гешефт. Процесс идёт.
В общем, всё нормально?
Да.
Ваш прогноз по золоту до конца года остаётся в силе?
Какой из?
Снижение, а потом только [рост]. И, если можно, ещё и по серебру своё веское слово.
По золоту последний раз обещалось 1350. Чуть переплюнули, 1353 сделали. Выше этого уровня не закрепились, пошли вниз. Скажем так, по золоту сейчас, на мой взгляд, будут очень важные 2-3 недели. Потому что нужно будет посмотреть, как золото будет реагировать на смерть доллара, которая вот прямо сейчас начнётся. Сейчас евро пойдёт на 1,215-1,22. Соответственно, индекс доллара должен будет показать новые низы. То есть, всё – смерть доллара, конец всему. Посмотрим, как на это отреагирует золото. Если в ближайшие 3 недели золото не сможет перебить 1353, как говорится, адиос амигос – мы пойдём на низы. Где-нибудь в район 975. Которые должны быть в конце декабря начале января. Скажем так – декабрь-январь. И вот там золото нужно будет брать. Потому что будет самый ненавидимый актив, как обычно. Золотые жуки будут вешаться и выпрыгивать из окон, и тому подобное. Стандартный набор.
Поэтому, пока что, мой прогноз такой. 1353 сделали, и будем падать. Но, повторяюсь. Ближайшие три недели очень важны, лично я так считаю. Если мы в это окно, до 9 октября, не сможем перебить максимум, который был показан, то всё – мы пошли вниз. Если мы его перебиваем, то у золота будет ещё один недельный цикл. Окно в 3-4 недели рост. И тогда уже пойдём на следующие цели – 1460.
Но [есть] второй сценарий, который я только что озвучил [рост до 1460], мне как-то не очень симпатичен. Хотя рынку глубоко наплевать на то, что я думаю.
Я пока в своей среднесрочной торговой стратегии придерживаюсь первого сценария.
Степан в прошлый раз говорил, что до конца года по паре доллар-рубль возможно 70 рублей за доллар. А вот 80 рублей в первом квартале 2018 года увидим? Или это уже конец 2018 года?
Я думаю, что мы увидим 80 рублей. Потому что, если вы посмотрите на рынок российских облигаций, то ему осталось одно подразделение наверх. Поэтому, рубль должен сейчас ещё чуть-чуть укрепиться. Я не знаю, сможет ли он пройти диапазон 56-57. Но это вообще уже, в принципе, не существенно. Потом разворачивается этот индекс, нефть должна развернуться (тоже, буквально, в течение недели-двух), и рубль начнёт падать. С какой скоростью он будет падать? Всё будет зависеть от того, на мой взгляд, как быстро будут убегать инвесторы из высокорискованных облигаций с развивающихся рынков. Обычно, это происходит очень быстро. Если вы посмотрите на этот
"Индекс государственных облигаций RGBI", просадка в 1-2% давала падение рубля на 7-8 рублей. То есть, здесь процесс будет лавинообразный.
Они ещё не вышли, они только начали заходить.
Нет. Они заходят давно. Если вы посмотрите на объёмы торгов, то объёмы резко выросли после "гениальнейшего" совершенно по своей глубине и остроте решения Набиуллиной о поднятии ставки. Чтобы "спасти" рубль.
В 2014 году.
И там началась просто вакханалия. Объёмы выросли в разы. Объёмы держатся. И оттуда ещё никто не выходил. Туда только входят, входят, и входят. Если мы говорили, что сам ЦБ оценивает количество нерезов [нерезидентов, то есть, иностранцев] в 35%. Только в ОФЗ, я не говорю про корпоратов [корпоративные облигации] рублёвых. Это объёмы [всех] ОФЗ. А из объёмов ликвидных ОФЗ процентов, может быть, 40-50. То есть, реально в ликвидных выпусках ОФЗ сидит, наверное, больше 50-60% нерезов. Причём, ещё раз – это горячие деньги. у нас нет инвестиционного рейтинга, чтобы сюда заходили институциональные инвесторы. Горячие деньги. А, как говорит русская мудрость: горячее быстро остывает.
Пока капают проценты – они сидят.
Конечно. Рубль стабилен. Даже с тенденцией к укреплению. Облигации растут. У них очень хорошая доходность.
Клиенты довольны.
Клиенты довольны.
Бонусы светят.
Да. Чем выше забирается индекс, тем больше будет маржа. Если он будет падать – не выходить. Потому что они будут смотреть на свой накопленный доход, и думать: "Ну, не смертельно".
У братьев [неразборчиво] в фонде выше 500%. Это, кстати, трейд года.
Только год ещё не завершился.
Не завершился.
Это может очень быстро стать разочарованием года.
Люди нервничают. Потому что 500% годовых не каждый год бывает.
Не знаю, чтобы кто-то нервничал. По-моему, сейчас бычьи настроения.
Уже нет. Они на прошлой неделе понервничали чуть-чуть.
Они начнут нервничать, когда они будут жать кнопочку "sell" [продажа]. Вот тогда они будут нервничать. Но это будет значительно ниже по индексу, чем сейчас.
Степан, интересует ваш прогноз по нефти. Почему все до конца года спрашивают? Уже не будет 2018 года? Правда, там каникулы объявили с 30 декабря по 8 января.
Какие? Банковские?
Нет, российские.
[Степан смеётся] Я думал банковские.
Банковские, соответственно, тоже.
Скоро будут, не волнуйтесь.
По нефти мы ещё верхи коррекции, я считаю, не показали. В ближайшие неделю-полторы покажем верхи коррекции, и потом вниз. Вниз, хорошо вниз.
Как на цену золота будет влиять вводимый китайцами фьюч на нефть с возможным обменом на золото? Разве он не подстегнёт спрос?
[Степан смеётся] Нет, не подстегнёт. Я не над вами смеюсь, а над теми пропагандонами, которые бегают, и разносят благую весть, что вот эта вот китайская штуковина, нефтяной фьючерс в юанях, поставочный (!), переломит хребет доллару. Не хотелось бы вас огорчать. Просто история, если вы посмотрите, введение этого фьючерса насчитывает несколько лет. Основной преградой было то, что юани, кроме России, никому не нужны. Потому что, как-то все поостыли к китайской идее, и начинают понимать, что там полная задница. Полная задница.
Поэтому, чтобы как-то запустить это всё, и не особенно ударить грязью в лицо (а китайцы этого очень не любят, когда их возят мордой об стол) – они предложили инвесторам и поставщикам нефти: "Ребята, мы будем платить юани, но вот, пожалуйста, вы можете тут же обменять на золото". Золота у китайцев очень много. Физического. Очень много. Они последние три года по 2,5-3,0 тыс тонн импортировали.
Конечно, никакого удара по доллару не будет. И никакого удара по золоту, либо дополнительного спроса на золото, это не вызовет. Наоборот. Вы нефтяной добытчик. Хорошо, большой китайский рынок. Ладно, я поставлю вам за юани, тут же пойду на соседний лоток, и поменяю на золото. Что мне с этим золотом потом делать? Я его тут же могу продать за доллары.
Поэтому, если и будет что-то, то это окажет, на мой взгляд, понижающее влияние на золото, а не подстегнёт спрос.
Если что-то будет действительно серьёзное, когда будет – золото [неразборчиво]
А если будет, то многие, на самом деле, смогут воспользоваться этим механизмом, и просто у китайцев очень быстро выгрести весь золотой запас, который есть [смеётся].
Они скажут: "Извините, наше золото не продаётся".
Да, извините, мы в Китае живём по своим правилам, поэтому все свободны. Как они сделали в 1987 году. Если кто не помнит.
Как говорится, своя рубашка ближе к телу.
Да.
Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Если, конечно, дойдёт до ручки.
===
Читайте другие
"тексты Степана Демуры"