Федеральный бюджет 2017 года принят. Читать сей продукт жизнедеятельности госдумы, совета федерации и президента нет никаких сил и никакого желания. А уж чтобы его ещё и проанализировать – сразу почему-то непроизвольно возникает рвотный рефлекс. Поэтому, FinNews.ru просто перепечатывает статью, опубликованную в ЖЖ "demchoice". Кто-то смог заставить себя ознакомиться с этой бумажкой.
Пока идут новогодние праздники, вот вам длинное чтиво про подписанный перед новым годом федеральный бюджет 2017 года. Важнейший закон, определяющий основы жизни нашей страны на ближайшие годы, однако качественного анализа крайне мало – между тем, там есть на что посмотреть.
Бюджет сведён с дефицитом в 2,75 трлн рублей, или 3,2% ВВП. Сравните с остатком средств в Резервном фонде. Кстати, помимо средств Резервного фонда, минфин активно наращивает внутренний госдолг для финансирования бюджетного дефицита (см подробности ниже в разделе "Обслуживание госдолга"). Уровень расходов в течение 2017-2019 годов сохраняется примерно, как был – на уровне около 16 трлн рублей. Я уже ранее подробно говорил, что это своего рода "бюджет выжидания" – пока потратим резервы чтобы сохранить старый уровень расходов, а там то ли нефть вырастет, то ли санкции отменят, и так далее (цена нефти в трёхлетнем бюджете кстати заложена консервативная – $40 за баррель).
Интересно, что за время прохождения в госдуме проект минфина, внесённый в октябре, практически не изменился. Трансферты регионам остаются на мизерном уровне, расходы на медицину сокращаются (см ниже подробности). "Новая" володинская госдума, которой прочили там какое-то "повышенное влияние", даже пикнуть не сумела против правительства, и послушно проголосовала за все антинародные идеи, заложенные в минфиновском варианте бюджета. Все это означает, что разговоры о "повышенном влиянии Володина" и новой госдумы – туфта, и эта дума предсказуемо стала ещё даже большей подстилкой для правительства, чем предыдущая.
Общая структура расходов такова:
Силовые структуры – 29,4%
Пенсии – 22,4%
Национальная экономика – 12,7%
Иная соцподдержка (кроме пенсий) – 8,9%
Общегосударственные вопросы – 7,4%
Трансферты регионам – 4,7%
Обслуживание госдолга – 4,5%
Образование – 3,7%
Медицина – 2,3%
Прочее – 4,0%
Как видно, порядка 50% бюджета – это расходы на силовиков, чиновников, финансирование государственных экономических прожектов и субсидирование госкорпораций. Ещё порядка 30% – пенсии и социальные выплаты. И только 6% (!!!) "расходы будущего" – образование и здравоохранение. Можете сами сделать вывод о нашем будущем.
Вне сомнения, наиболее трагичный сюжет – резкое сокращение расходов федерального бюджета на медицину, о чём уже много раз говорилось. Вот цифры:
2016 год – 466 млрд рублей
2017 год – 379 млрд рублей
2018 год – 396 млрд рублей
2019 год – 361 млрд рублей
И это – на фоне, например, рекордной за всю историю наблюдений смертности в России от рака (данные с сайта Росстата):
Смертность от новообразований в 1965 г. – 182 тысячи человек
1970 г. – 192 тысячи
1980 г. – 227 тысяч
1990 г. – 252 тысячи
1995 г. – 299 тысяч
2000 г. – 298 тысяч
2010 г. – 293 тысячи
2011 г. – 293 тысячи
2012 г. – 291 тысяча
2013 г. – 292 тысячи
2014 г. – 290 тысяч
2015 г. – 300 тысяч
При этом уже говорилось, что программу совершенствования системы оказания медпомощи онкологическим больным в 2017 году урезали – как был в проекте 801 миллион (миллион! не миллиард, а миллион! Это 0,005% от общих расходов бюджета!) рублей заложен, против 909 млн в 2016-м, так в итоге и приняли всё.
Как вы видите, нахождение большого числа "медиков-профессионалов" во власти и в госдуме никак не мешает резко сокращать расходы на здравоохранение. Вот, например, депутатом госдумы нового созыва по 209-му Юго-Западному одномандатному округу в Москве (это округ, где баллотировался Костя Янкаускас) избрали такого красавца Дмитрия Морозова, детского врача:
Я подробно писал о том, что не надо детского врача Морозова избирать в госдуму, и что весь опыт функционирования действующей власти показывает, что, когда туда попадают врачи, то они, как по команде, начинают голосовать за (сокращение уровня кислорода в газовой камере) урезание госрасходов на медицину. Как я сказал, так все и получилось: детский врач Морозов, который в новой думе возглавил аж комитет по охране здоровья, проголосовал за значительное урезание расходов на здравоохранение в бюджете-2017.
Так что, жители ЮЗАО, надо было за Янкаускаса в депутаты голосовать – а так теперь не жалуйтесь на ухудшение качества медицинских услуг.
Сокращение расходов на медицину на ближайшие несколько лет будет, вне сомнения, иметь самые трагичные последствия для нашей страны.
Чуть подробнее о том, что "сидит" в некоторых других важнейших статьях бюджета-2017:
Национальная экономика: дотирование неэффективных госкорпораций (плюс Крым)
Вообще этот раздел должен быть радикально сокращён. Это не дело государства – финансировать экономику. Экономику должны финансировать частные инвесторы, а огромные государственные инвестиции не работают – как только мы вышли на уровень инвестиций в основной капитал за счёт бюджетных средств порядка 2 трлн рублей в год в 2013 году, наш экономический рост сразу вышел в ноль ещё до всяких санкций и падения цен на нефть. Мы продолжаем инвестировать около 2 трлн рублей за счёт бюджета все эти годы, но экономика падает. Не нужно быть академиком, чтобы сделать однозначный вывод: государственные инвестиции неэффективны, их нужно отменять и вместо этого снижать налоги, которые в России завышены. Чтобы инвестировал частный бизнес – тогда эффективность будет выше и эти деньги реально пойдут в рост, а не в пустующие трубопроводы, работающие на треть мощности гидроэлектростанции, пустые стадионы и "олимпийские деревни" и так далее.
Что касается расходов внутри статьи "Национальная экономика", то здесь сидят и расходы на субсидирование различных госкорпораций и госбанков – почти 400 млрд рублей, из которых 150 млрд – на "создание условий для финансовой устойчивости" банкрота-"Внешэкономбанка", растратившего деньги на кредитование неэффективных и убыточных проектов. На госсубсидиях за счёт средств налогоплательщиков сидит подавляющее большинство госкорпораций – Росатом и РЖД (по 77 млрд и 68 млрд соответственно), но в целом там засветились все ключевые игроки – "Россельхозбанк", который власти вынуждены спасать от банкротства по итогам мудрого руководства сыночка Патрушева, чемезовский Ростех (в виде "Объединённой двигателестроительной корпорации" и т.д.), ОСК, ОАК, Россети, государственная транспортная лизинговая компания, Интеррао, АО "Особые экономические зоны", Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (сцуко, 13 млрд рублей!!! лучше бы малому бизнесу налоги на эту сумму снизили!!!), и так далее.
В совокупности субсидии различным госкорпорациям примерно эквивалентны общим расходам бюджета на медицину.
В экономический раздел, кстати входит и куча проектов по Крыму, львиная доля из общих ассигнований на поддержку Крыма и Севастополя – 140 млрд рублей из 195.
Общегосударственные вопросы
К сожалению, в эту статью сейчас напихано много разных расходов помимо содержания чиновничества – суды, "международное сотрудничество" (по этой статье проходит помощь Абзахии и Южной Осетии, кстати), и даже финансирование фундаментальной науки. В начале 2000-х эта статья называлась просто и понятно – "Государственное управление и местное самоуправление", и было ясно видно, сколько на чиновников тратится. Сейчас это труднее определить, так как расходы "размазаны" по подразделам – общий бюджетный процесс за годы стал намного менее прозрачным. Однако, конечно, в основном триллион по этой статье = расходы на чиновничество.
Обслуживание госдолга
Надо сказать, что в последние годы стремительными темпами растут расходы на обслуживание госдолга – ещё в 2015 году они составляли 585 млрд рублей, по бюджету на 2017 год – уже 729 млрд. Примерно три четверти госдолга – внутренние заимствования, которые и растут быстрыми темпами: в 2015 году внутренний госдолг составлял всего 7,3 трлн рублей (9% ВВП), в 2017-м предусмотрено его увеличение до 12,8 трлн рублей (13% ВВП). Минфин хочет занимать на внутреннем рынке ускоренными темпами, чтобы оттянуть исчерпание Резервного фонда. Сделать это будет несложно: у банков сейчас скопилась большая лишняя ликвидность, которую попросту говоря, некуда девать, потому что деловая активность в стране мертва. Все это продолжат тратить на субсидирование неэффективной госэкономики и силовиков, при этом расходы на обслуживание госдолга продолжат быстро расти.
Силовые структуры
В бюджете-2017 резко снижены расходы на оборону – с 3,9 до 2,8 трлн рублей в сравнении с 2016 годом, или с 4,7% до 3,3% ВВП. Тем не менее, это вс` равно выше средних расходов на оборону по странам НАТО как доли ВВП (2,43% в 2016 году). Путин говорил на эту тему, что "все основные мероприятия по перевооружению мы уже осуществили в прошлые годы" (расходы на разработку и закупку вооружений = примерно 70% военного бюджета). Кроме того, второй год подряд военным не будут индексировать зарплаты.
Расходы на "Национальную безопасность и правоохранительную деятельность" (спецслужбы, полиция) остаются в 2016-2019 годах довольно стабильными – на уровне около 1,9 трлн рублей в год. Я подробно разбирал все эти расходы на силовиков по статьям раньше, структура осталась примерно той же.
Кстати, федеральный бюджет 2017 года связан с рекордным уровнем секретности – порядка пятой части всех расходов проходят по "секретным статьям".
Соцподдержка
Основные расходы по соцподдержке приходятся на пенсии.
Мы уже говорили о том, что сделать, чтобы обеспечить нормальное финансирование пенсионной системы – заставить госкомпании просто платить нормальные рыночные дивиденды, прекратить прятать деньги во всяких там "Роснефтегазах". Тогда хватит на нормальные пенсии безо всякого перенапряжения. Конкретно и подробно – это к вопросу о том, что "у оппозиции нет идей и только Путин знает, как надо".
Все остальные социальные выплаты помимо пенсий – 1,4 трлн рублей, сюда входит самый широкий спектр выплат – от чернобыльцев до инвалидов до материнских выплат. Сумма внушительная, однако индексация соцвпылат в 2017 году по сравнению с 2016 годом небольшая – всего 8% (107 млрд руб).
Трансферты регионам
Общая цифра – 757,4 млрд рублей, или менее 5% расходов бюджета. При том, что центр несправедливо забирает у регионов триллионы налогов, это, в целом, жалкая подачка. Кстати, как уже было сказано выше, новая "володинская" госдума практически ничего не смогла сделать для того, чтобы в ходе думских обсуждений бюджета эту цифру изменить и интересы регионов отстоять (друзья в регионах, пните там своих депутатов-единороссов за это). Более того, регионы в 2017 году дополнительно ограбят примерно на 119 млрд рублей, так как ставка отчислений налога на прибыль в федеральный бюджет повышена с 2% до 3%, за счёт соответственно уменьшения норматива её отчисления в региональные бюджеты с 18% до 17%.
И вся ваша региональная единороссовская братия послушно за это дополнительное ограбление регионов проголосовала.
Среди равных регионов есть, конечно, те, которые "равнее". Выглядит это примерно так – вот цифры общих субсидий из бюджета, тысяч рублей в год на одного жителя:
Южная Осетия – 136,5 тысяч рублей на одного жителя
Крым – 83,5 тысяч рублей на одного жителя
Абхазия – 24,8 тысяч рублей на одного жителя
Чечня – 11,8 тысяч рублей на одного жителя
Россия в целом – 5,2 тысячи рублей на одного жителя
Ну, вы, я думаю, эту пропорцию примерно и так знали.
Отмечу также ещё отдельные интересные сюжеты.
Финансовые вливания в незаконно присоединённые территории – Крым, Абхазия, Южная Осетия
Как уже отмечалось выше, Крым обходится России недёшево – по разным статьям он получит в 2017 году примерно 195 млрд рублей средств из федерального бюджета. Это, скажем, в 2 с половиной раза превышает расходы бюджета на охрану окружающей среды (77 млрд) или более половины от расходов бюджета на здравоохранение (379 млрд).
Реципиентом помощи является не только Крым – Абхазия и Южная Осетия тоже получают щедрые ассигнования – 6 млрд и 7,3 млрд помощи соответственно (вместе с Крымом, таким образом, содержание незаконно присоединённых территорий обходится федеральному бюджету в более чем 207 млрд рублей в год). Интересно, что Южная Осетия, которая более послушно легла под Москву, получает существенно больше, хотя намного меньше Абхазии – такая своеобразная плата за лояльность:
Южная Осетия – 136,5 тысяч рублей на одного жителя
Абхазия – 24,8 тысяч рублей на одного жителя
Россия в целом, напомню – 5,2 тысячи рублей на одного жителя
Ну а что – плата за лояльность. Голосование за "Единую Россию" на выборах 18 сентября 2016 года: жители Южной Осетии – 82,4%, жители Абхазии – 75,5%.
Расходы на пропаганду
Один из самых интересных разделов. В целом на поддержку СМИ выделено 77 млрд рублей (цифра довольно стабильна все последние годы), из них 84% (почти 65 млрд) – на поддержку ТВ и радио, в основном это, конечно, телевидение.
Чемпионы по господдержке – Russia Today и ВГТРК. ВГТРК получит целевую субсидию в 23,5 млрд рублей, Russia Today – в дополнение к 18,7 млрд, выделенных АНО "ТВ-Новости" на "участие в международном информационном обмене", ФГУП "МИА "Россия сегодня" получит ещё 6 млрд рублей бюджетных субсидий. Ну там в общем всем пропагандистским рупорам достанется по-своему "чуть-чуть", даже бессмысленный телеканал "Звезда" (вчера переключал кнопки и увидел, как там демонстрируют все три части разлагающего и идейно чуждого голливудского фильма "Матрица") получит 2,1 млрд субсидий за счёт средств налогоплательщиков (а чего добился ты???).
Понятно, что без денег налогоплательщиков вся эта пропаганда просто исчезнет с лица земли, так как сама себя прокормить не сможет.
Дорожное хозяйство
Это всех волнующий сюжет, так как скандалы вокруг поборов с автоперевозчиков через систему "Платон" набирают обороты, планируется резкое увеличение сборов через эту систему и распространение её на дороги регионального значения, при этом власти и прикормленные ими "эксперты" категорически отказываются обсуждать тему о том, что у Федерального дорожного агентства вот уже много лет как и без того огромные бюджеты, а прогресса со строительством новых автотрасс не видно (вот здесь об этом подробно говорилось).
Итак, утверждённый бюджет "Федерального дорожного агентства" (это всё проходит в основном по статье "Национальная экономика"):
2017 год – 535 млрд рублей
2018 год – 546 млрд рублей
2019 год – 502 млрд рублей
Более полутора триллионов за три года! Если посчитать исходя из средней стоимости километра новой трассы, скажем, в 100 миллионов рублей, то это эквивалентно почти 16 тысяч километров современных новых автотрасс.
В реальности имеем (не падайте со стула!!!!!):
"В целом, в 2017 году мы планируем завершить строительство и реконструкцию участков федеральных дорог общей протяжённостью без малого 210 километров с перспективой увеличения объёмов ввода в 2018 году до 300 километров", – сказал глава "Росавтодора".
Я в шоке просто. По 200-300 километров в год с такими бюджетами. (Понятно, что основные деньги уходят на ежегодный ремонт дорог, сооружаемых с грубыми нарушениями технологий из-за коррупции и общей неэффективности.)
При этом, имея такие огромные бюджеты, они ещё пытаются навесить дополнительную финансовую нагрузку на автоперевозчиков через "Платон". Сказать, что это возмутительно = не сказать практически ничего.
Что делать: предложения оппозиции
После острой критики принятого на 2017 год бюджета, как обычно, раздадутся голоса: "А вот оппозиция только критикует, и ничего не предлагает".
Да давно мы всё подробно разложили уже. Вот просто несколько самых основных пунктов.
Ликвидировать искусственно созданную систему монополий, опутавших страну и сдерживающих её развитие, и провести глубокую демонополизацию экономики. Вот наш недавний совместный большой доклад с Ходорковским о том, как именно это сделать по конкретным секторам.
Вернуть несправедливо отобранные налоги в регионы, чтобы они смогли обеспечить финансирование социальных программ и развития инфраструктуры.
Заставить нефтегазовый сектор и прочие госкомпании платить государству справедливые дивиденды, а не прятать деньги по разным там "Роснефтегазам", и за счёт этого наполнить деньгами пенсионную систему, которая сегодня приводит к избыточной налоговой нагрузке на фонд оплаты труда, от чего страдают прежде всего малый, средний, инновационный бизнес.
Отменить госрасходы на поддержку СМИ, неэффективных госкорпораций, избыточные расходы на бюрократический аппарат и силовые структуры – много лет уже об этом говорим. Сэкономим триллионы, которые можно будет пустить на медицину, образование, снижение налогов для реального сектора экономики.
Вот вам и нормальная альтернатива безумной политике действующей власти. Даже что касается дорожного строительства, то там те же самые рецепты – раздробить монополию связанных с действующей властью подрядчиков, создать полноценную конкуренцию в дорожном строительстве. Об этом вот АН много лет уже говорит.