Главный врач московской больницы №71 Александр Мясников в своём телеграм-канале попытался успокоить встревоженную российскую общественность сказками о том, что, якобы, "Антителозависимое усиление инфекции" (antibody-dependent enhancement, ADE) после прививки от коронавируса российскими вакцинами решительно невозможно. А даже, если вдруг такое случится, то "для преодоления этого есть свои подходы".
Более того, Александр Леонидович призвал изъять из повседневного употребления термины "антитело-зависимое усиление", "цитокиновый шторм", "иммунитет". По его собственным словам, "как бы в шутку". Вот так и начинается, на самом деле, цензура. И сползание в тоталитарное общество. В шутку. Для нашего же блага. По маленькому шажочку. Незаметненько. А потом бац – и все внезапно обнаруживают себя героями, или романа "1984", или романа "451 градус по Фаренгейту", или какой другой ужасной антиутопии.
Скажу сразу – попытка у Александра Мясникова не удалась. Не получилось у него рассеять сомнения в отношении возможных серьёзных побочных эффектов после применения российских вакцин против коронавируса. А совсем наоборот. Смутные сомнения превратились в абсолютную убеждённость в реальности риска серьёзных побочных эффектов после применения российских вакцин против коронавируса.
В качестве примера Александр Мясников привёл историю, как "20 лет назад, при разработке вакцин к коронавирусу, вызвавшему эпидемию вирусной пневмонии в 2002 году, в эксперименте на мышах столкнулись с таким феноменом". Человек наивный и не любознательный сочтёт, что на этом всё. Больше ничего не было. Ни до, ни после. И успокоится. А уж после того, как Александр Леонидович сообщил, что "Сегодня, при массовом применении вакцин от Ковид мы не знаем ни одного задокументированного случая антитело-ассоциированного усиления инфекции" – такие люди совсем успокоятся.
Мне жаль огорчать уважаемого врача, но он, как минимум, поспешил. Как минимум. Очень надеюсь, что сделал он это без злого умысла.
Ибо начать надо с того, что явление "Антителозависимое усиление инфекции" ведёт свою историю аж с 1964 года. И история эта достаточно кровавая. Достаточно вспомнить
историю французской вакцины против вируса лихорадки Денге. Более подробно об этом явлении можно прочитать в соответствующей статье в
Википедии.
Во многом из-за "Антителозависимого усиления инфекции" до сих пор не получилось создать безопасной вакцины против вирусов SARS-CoV-1 и MERS-CoV, которые вызывали тяжёлый острый респираторный синдром (SARS) и ближневосточный респираторный синдром (MERS) соответственно. Между прочим, с момента обнаружения SARS в южном Китае прошло 19 лет, а с момента обнаружения MERS в Саудовской Аравии прошло 9 лет. А вакцин всё так и нет. Кто-то может сказать, что эти вакцины уже не особо-то и нужны. Потому что, и SARS, и MERS, в своё время внезапно появились, а потом столь же внезапно исчезли. Но, тем не менее, безопасные вакцины создать так и не удалось. Хотя многие очень старались.
Но вернёмся к статье об "Антителозависимом усилении инфекции" в "Википедии". Меня очень сильно заинтересовал в ней следующий фрагмент:
"Антитела к S-белку могут вредить пациентам, вызывая "Антителозависимое усиление инфекции". У меня сразу возникло нехорошее предчувствие. Я немедленно стал искать информацию о принципе действия российских вакцин. Нашёл. Наслаждайтесь. Если сможете. Я не смог. Мне стало немного не по себе.
"Спутник V" – двухкомпонентная вакцина против Covid-19, содержащая ген S-белка коронавируса, в отношении которого вырабатываются антитела.
"ЭпиВакКорона" содержит химически синтезированные пептидные антигены S-белка вируса SARS-CoV-2, в отношении которых вырабатываются антитела".
Ещё раз для тех, кто не понял. Российские вакцины "Спутник V" и "ЭпиВакКорона" запускают в организме вакцинированного человека механизм выработки антител к S-белку коронавируса, что может вызвать у привитого человека "Антителозависимое усиление инфекции". То есть, вместо того, чтобы облегчить течение болезни, российские вакцины "Спутник V" и "ЭпиВакКорона" могут осложнить течение болезни вплоть до смертельного исхода. Разумеется, не у каждого привитого. Механизм возникновения этого усиления до конца не изучен. Тем не менее, такой риск реально существует.
Возникает закономерный вопрос к гражданину Мясникову: "Александр Леонидович, вы это всё знали или не знали, перед тем, как написать свою сказку?".
Если вы не знали, и написали – ваш профессионализм, как врача, теперь находится под очень большим вопросом. Я не скажу, что разобрался со всем за пять минут. Мне потребовался на это час. А вам? Впрочем, что можно требовать от врача-кардиолога?
Если же вы знали, и написали – это дезинформация граждан родной страны. Это обман россиян с целью принудить их к прививке недостаточно проверенными вакцинами. Кто вы после этого?
Ещё шокирует то, что все средства массовой информации (СМИ), что удалось проверить, написали в заголовке "Доктор Мясников развеял популярный миф о вакцинации". Или что-то подобное. Получается, никто из журналистов не провёл факт-чекинг. Поверил уважаемому до сего момента врачу на слово. А зря поверил. Не зря говорится: "Доверяй, но проверяй".
А теперь давайте разберём утверждение гражданина Мясников о том, что в случае возникновения "Антителозависимого усиления инфекции" у врачей "есть свои подходы". "Александр Леонидович, тогда чем вы объясните такой резкий скачок смертности в России от коронавируса в последнее время?" Напомню, что количество случаев заболевания в настоящее время не превышает абсолютных максимумов декабря прошлого года, а вот количество смертей ставит рекорд за рекордом (смотри график
"Случаи заболевания Covid-19 и смерти от Covid-19 в РФ"). Может быть, все эти дополнительные смерти стали следствием именно "Антителозависимого усиления инфекции"? А, Александр Леонидович? Что скажете?
Конечно, вы, скорее всего, в ответ повторите уже написанное вами: "Сегодня, при массовом применении вакцин от Ковид мы не знаем ни одного задокументированного случая антитело-ассоциированного усиления инфекции".
Не знаем ни одного задокументированного случая. Ага, конечно. Кто же будет документировать такие случаи? Очень смешно для тех, кто сталкивался с советской и российской действительностью во всём её разнообразии. В полиции преступление не зафиксировано. Обращений от граждан не зафиксировано. В статистике не зафиксировано. И вот теперь и в медицине не зафиксировано. "Помер Максим – и чёрт с ним". Родственникам, как правило, всё равно, что будет написано в графе "Причина смерти". Зато у таких, как гражданин Мясников, статистика не испортилась. И все довольны. Почти. Кроме правды.