Смертность в России в июле 2020 года выросла по сравнению с июлем 2019 года на 19,7% до 181 479 человек (смотри график
"Количество умерших от всех причин"). Больше не кажется, что ничего не происходит. Явно видно, что смертность в России в 2020 году растёт. Расти она начала с мая. А в июле людей умерло больше, чем за любой предыдущий месяц с августа 2010 года.
В чём причина роста смертности? Неужели виновен китайский вирус? Давайте разбираться. Сначала вычислим превышение смертности текущего года над средними значениями смертности за предыдущие пять лет (обычно принято брать или 3, или 5 лет).
Если наложить месячный график 2020 года на средние значения за последние пять лет, то будет чётко виден
"всплеск смертности в мае, июне и июле". В мае 2020 года превышение над средними значениями за последние пять лет составило 14 185 человек, в июне – 12 216 человек, в июле – 31 431 человек.
Но что было реальной причиной повышенной смертности в эти три месяца? Давайте сравним эти цифры с количеством умерших от китайского вируса. По данным Росстата, общее число зарегистрированных умерших с COVID-19, включая случаи, когда коронавирус даже не был идентифицирован, но по течению заболевания высока вероятность, что смерть наступила из-за него, составило в мае 12 452 человек, в июне – 11 917 человек, в июле – 10 079 человек.
Все три цифры меньше, чем превышение смертности над средними значениями. Особенно меньше в июле. Меньше в 3 раза. Ещё раз. В июле 2020 года от китайского вируса умерло в три раза меньше людей, чем разница между умершими в текущем году и средним количеством умерших за предыдущие пять лет.
Это может означать следующее. Перепрофилирование множества больниц под лечение исключительно от последствий китайского вируса привело к росту смертности от других заболеваний. От сердечно-сосудистых, например. Когда машины скорой помощи просто не успевали приехать к инфарктному больному, не успевали привезти его в больницу, не успевали его лечить. Просто потому, что больниц для инфарктных больных стало значительно меньше. Это лишь один пример. А таких примеров наверняка было великое множество. Перепрофилирование больниц оказалось огромной ошибкой.
Очень может быть, что в превышении смертности в России в 2020 году над средними значениями за последние пять лет виновен не китайский вирус, а системные проблемы российского здравоохранения, которые были лишь обнажены этим китайским вирусом. Очень может быть, что в превышении смертности в России в 2020 году над средними значениями за последние пять лет виновен не китайский вирус, а системное сокращение больниц и коек в них, что происходило все последние 20 лет (смотри статью
"Почему не хватает больниц и врачей для больных COVID-19? Потому что их закрывали и сокращали" и графики в ней). Количество больниц и коек в них сократилось за последние 20 лет примерно в 2 раза.
Но при этом, прошу обратить внимание на первом графике на явное постепенное снижение смертности в России все последние 14 лет. Это может свидетельствовать о реальных успехах российской медицины. Если, конечно, верить данным Росстата о количестве населения России. Потому что реальной причиной постепенного уменьшения количества смертей в нашей стране может оказаться пропорциональное уменьшение количества населения, не фиксируемое Росстатом. Но если всё же статистика по населению адекватна, то падение смертности на 17% за четырнадцать лет никак не оправдывает двукратное закрытие больниц и двукратная ликвидация больничных коек в них.