Кажется, стало немного понятно, почему российская банковская система после 24 февраля 2022 года не рухнула в одночасье, почему российские банки постепенно выбираются из убытков, почему российские финансовые власти настроены оптимистично насчёт будущего российской банковской системы.
Но для начала напомню, какие страхи и ужасы распространялись среди банковского сообщества в первые месяцы того, что нельзя называть.
В марте стало известно, что
"банки в 2022 году могут потерять 66% собственного капитала".
В мае стало известно, что
"банки остро нуждаются в деньгах для пополнения капитала".
В сентябре стало известно, что
"убыток банков в первом полугодии составил 1,5 трлн рублей".
В сентябре же директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ РФ Александр Данилов сообщил, что
"банки в 2022 году будут убыточными".
В октябре о том же заявила председатель Банка России
"Эльвира Набиуллина".
В ноябре Александр Данилов подтвердил свой прогноз о том, что
"банки в 2022 году будут убыточными".
В ноябре телеграм-канал "Жирные коты" сообщил, что
"убытки российских банков в 2022 году могут составить 3 трлн рублей". Причём, по версии котов, лидером по убыткам станет именно "Сбербанк".
А потом, постепенно, тучи начали рассеиваться над российскими банками. Над ними выглянуло солнышко. И пригрело их, и обласкало.
В декабре ЦБ в свежем "Обзоре финансовой стабильности" сообщил о том, что
"убытки российских банков за 10 месяцев составили 400 млрд рублей". За 6 месяцев они были 1,5 трлн рублей, а за 10 месяцев стали "всего" 0,4 трлн рублей. Это значит, что за четыре месяца, с июля по октябрь, российские банки все вместе заработали 1,1 трлн рублей прибыли.
То есть, убытки у банков куда-то рассасываются. Исчезают. Хотя санкций с каждым месяцем становится всё больше. Санкции становятся всё жёстче. А российским банкам всё нипочём. Плевали они на эти санкции. С самой высокой башни. Впору уже новые принты печатать на футболках: "Банки санкций не боятся".
Дальше – больше. В ноябре "Сбербанк" заявил о том, что по итогам 10 месяцев 2022 года вышел на прибыль. Она составила 50,1 млрд рублей. Это при том, что в отношении банка и его топ-менеджеров накопилось уже
"23" самых разных санкций разной степени жёсткости.
В общем, что-то не сходятся концы с концами…
Как вдруг ситуация начала проясняться. И сделала это первая заместительница председателя Банка России Ксения Юдаева 1 декабря 2022 года в выступлении, посвящённому обзору финансовой стабильности за II – III кварталы 2022 года. Цитирую по телеграм-каналу ЦБ: "В этом году мы приняли беспрецедентные меры поддержки, чтобы дать финансовым институтам возможность подстроиться к изменившейся ситуации и защитить их от новых санкционных рисков. Но всегда надо искать баланс между тем, чтобы дать время финансовым институтам подстроиться, и тем, чтобы не создать новых рисков, связанных со слишком долгим невыполнением нормативов и непрозрачностью. Мы планируем с начала 2023 года отменить более половины регуляторных послаблений, в том числе связанных с переоценкой стоимости ценных бумаг, фиксацией курсов валют для расчёта нормативов, соблюдением открытой валютной позиции. Также предусмотрены поэтапное завершение и выход из отдельных послаблений. Это касается формирования резервов по проблемной ссудной задолженности".
А несколькими днями позже Банк России опубликовал новые меры, направленные на поддержку банковского сектора. Согласно им,
"ЦБ даст банкам 10 лет на создание резервов по заблокированным активам".
Опаньки. Ларчик-то просто открывается. Вся красота в сегодняшних банковских балансах имеет, по большей части, искусственное происхождение. Прибыль у российских банков получается благодаря "беспрецедентным мерам поддержки" от ЦБ. Регулятор просто на некоторое время закрыл глаза на собственные правила и инструкции, и разрешил банкирам "рисовать" отчётность.
А в реальности всё может быть очень и очень плохо. Рассмотрим на примере с заблокированными активами. Предположим, некий банк имеет активы в размере 100 рублей и собственный капитал в размере 12 рублей. Если в рамках западных санкций у него оказались заблокированы активы на сумму 13 рублей, то (без указанной выше меры поддержки от ЦБ) наш банк был бы вынужден создать резервы в размере 13 рублей практически сразу. Одномоментно. Что автоматически привело бы к тому, что собственный капитал банка становился равным минус 1 рубль. А это означает, что наш банк банкрот. ЦБ, согласно своим инструкциям, обязан отозвать у такого банка лицензию. А за десять лет наш банк за счёт генерируемой от обычной своей деятельности прибыли вполне может создать резервы на 13 рублей. И не стать банкротом прямо сейчас. Может, конечно, и не создать резервы в нужном объёме. Если прибыли за десять лет окажется недостаточно. Но это уже другой вопрос.
И вот таких
"банков с заблокированными активами" в России сегодня с десяток. И все они, или крупные, или крупнейшие. Если их всех сегодня обанкротить, то в России, по сути, не останется банковской системы.
Но даже "беспрецедентные меры поддержки" от ЦБ помогают далеко не всем российским банкам. Например, они не очень помогают банку ВТБ, который недавно
"отказался выплачивать доход по субординированным облигациям". В банке заявили, что решение принято в целях укрепления капитальной позиции. В переводе на обычный язык здорового человека это означает, что ВТБ нуждается в деньгах для пополнения собственного капитала. Хотя пресс-служба банка и заявила о том, что "ВТБ выполняет все установленные Банком России нормативы достаточности капитала". Но эти слова как-то не очень согласуются со словами о том, что банк "реализует меры по укреплению капитальной позиции".
Ксения Юдаева заявила о планах отмены с начала 2023 года многих регуляторных послаблений. Что-то с трудом в это верится. Гораздо более реальной видится перспектива наступления в России в целом, и в российских банках в частности, так называемого "Потерянного десятилетия". Помните, как в экономике Японии такое потерянное десятилетие было 90-х годов прошлого века? Вот только в России всё может быть гораздо-гораздо хуже. Хотя бы потому, что
"весь мир находится на грани мирового экономического кризиса".
===