Недавно стало известно о том, что
"Банк ВТБ хочет продать новые акции" в количестве 30,2 трлн штук. По имеющейся информации, бумаги будут размещены в пользу РФ в лице Росимущества и Минфина. При текущей
"цене акций ВТБ" банк может привлечь в капитал 495 млрд рублей. Зачем вдруг ВТБ потребовалось масштабное вливания денег в капитал?
На самом деле, в этом нет ничего странного. Странно, что банк терпел так долго. После известных событий, начавшихся в феврале 2022 года, на ВТБ обрушился водопад санкций разной степени жёсткости и жестокости (смотри текст
"Постоянно пополняющийся список санкций в отношении ВТБ и его топ-менеджеров"). В результате уже в апреле президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил о том, что
"ВТБ нуждается в докапитализации".
Но при этом, когда в начале сентября ЦБ сообщил, что
"Убыток российских банков в первом полугодии составил 1,5 трлн рублей", уважаемый Андрей Леонидович тут же заявил, что
"с июля у ВТБ пошла работа в прибыль. Июль-август были прибыльные ". Типа, это у всех других российских банков убытки, а у его банка всё хорошо. Хотя и не стал раскрывать цифры убытков ВТБ в первом полугодии, и прогнозировать результаты 2022 года.
Если у банка всё хорошо, то почему он в декабре
"прекратил выплачивать доход по субординированным облигациям"? Особенно странно выглядит это решение с учётом того, что оно экономит банку всего
"16,14 млрд рублей".
Кстати, планируемая сумма привлечения свежих денег в капитал удивительным образом близка к цифре возможных убытков банка по итогам 2022 года. Некоторые аналитики считают, что
"убытки банка ВТБ в 2022 году составят 500 млрд рублей".
Так что, ничего удивительного в том, что банку потребовались свежие деньги в капитал, нет. Вопрос только в том, поможет ли эта сумма банку выжить? Это большой вопрос, на который невозможно дать ответ, находясь вне банка. Последний имеющийся в публичном доступе баланс ВТБ датируется 1 февраля 2022 года. Самая интересная информация в нём – это доля иностранной валюты в активах и пассивах. Почему именно эта информация? Потому что именно активы банка в иностранной валюте были заморожены в результате западных санкций.
Итак, на 1 февраля 2022 года активы банка были равны 15 921,4 млрд рублей в рублях и 3 579,6 млрд рублей в иностранной валюте. Пассивы банка были равны 12 251,4 млрд рублей в рублях и 5 774,5 млрд рублей в иностранной валюте. Собственный капитал банка был равен 1 475 млрд рублей.
В этих цифрах уже видна большая проблема – валютных пассивов больше, чем валютных активов. Это значит, что любое падение рубля относительно иностранных валют приводит банк к убыткам. К каким убыткам? Давайте прикинем. Средний курс доллара в январе 2022 года был равен 76,59 рублей. Разница между валютными пассивами и валютными активами была равна 2 194,9 млрд рублей. Или 28,7 млрд долларов.
Ну, а дальше простая математика. Каждое падение рубля относительно доллара на 1 рубль приводит к росту убытков банка на 28,7 млрд рублей. Капитал банка станет равен нулю при падении рубля относительно доллара на 51,4 рубля относительно январского уровня (76,59 рублей за доллар). Или при курсе доллара в 127,99 рублей.
Помните, как в марте 2022 года официальный курс доллара стремительно рос, однако, едва превысив уровень в 120 рублей, внезапно развернулся, и столь же стремительно упал (смотри график
"Курс доллара к рублю"). Потому что, если бы он не развернулся – ВТБ был бы мёртв. В принципе, он был мёртв уже при курсе в 120 рублей за доллар. Но этого простые россияне не знали, поэтому не побежали выносить из него свои деньги.
Как дела обстоят сегодня с балансом ВТБ – не известно. И ещё долго не будет известно. Потому что 29 декабря 2022 года
"ЦБ продлил срок запрета раскрытия банковской отчётности". Возможно, потом пролит ещё. И ещё. И ещё. Чтобы никто не узнал, каково реальное финансовое положение у крупнейших российских банков.
Как ВТБ будет избавляться от валютного риска, если его активы в иностранной валюте заморожены – не понятно. Если же эти активы будут не просто заморожены, а конфискованы, и направлены на восстановление Украины (разговоры об этом на западе звучат всё громче, смотри
"1",
"2",
"3",
"4",
"5",
"6",
"7",
"8") – банку ВТБ придётся совсем плохо.
Напомню ещё раз. На 1 февраля 2022 года активы банка в иностранной валюте были равны 3 579,6 млрд рублей. Собственный капитал банка был равен 1 475 млрд рублей. В результате конфискации даже половины валютных активов ВТБ полностью лишится собственного капитала. Между прочим, ВТБ – это второй по размерам банк РФ. До поглощения банка "Открытие", доля ВТБ в российской банковской системе составляла примерно 16,7%.
Всё вышеизложенное неизбежно означает, что банку ВТБ требуется гораздо больше новых денег в капитал, чем это планируется в настоящее время. Иначе банк может превратиться в зомби, если замороженные валютные активы банка будут конфискованы. Примерно в 7 (семь) раз больше. Не 500 млрд рублей, а 3 500 млрд рублей. Если, конечно, курс рубля к доллару не будет падать. А он ведь будет падать. Уже начал падать.
Так что, те, кто говорит, что российская банковская система успешно преодолела все проблемы, возникшие перед ней в 2022 году; или что в 2023 году у российских банков всё будет гораздо лучше; или что банковская система получит в 2023 году прибыль; или что ЦБ большой молодец – они просто не понимают реальных масштабов возникших перед крупнейшими российскими банками проблем. Даже приблизительно не понимают.
Те из крупнейших российских банков, что уже попали под блокирующие западные санкции – это современные "Титаники", уже напоровшиеся на тот самый айсберг. У остальных крупнейших (да и просто крупных) банков РФ их айсберги ещё впереди. Потому что в отношении российских банков введены ещё далеко не все возможные санкции. США уже предупредили, что
"будут продолжать душить банки РФ санкциями постепенно".
P.S.: Кстати, цена акций банка ВТБ в 2022 году поставила абсолютный антирекорд. А помните так называемое IPO этого банка, когда россиянам впаривали его бумажки, по какой-то ошибке названные ценными, по 13,6 копеек. Сейчас это чудо стоит почти в 10 раз меньше.
===