На заседании Госдумы 24 ноября 2021 года рассматривался вопрос о назначении на должность члена совета директоров Центрального банка РФ Ольги Поляковой. В своём выступлении перед голосованием она затронула вопрос о процентных ставках по вкладам населения. Ольга Васильевна считает, что необходимо сделать так, чтобы ставки по вкладам стали не только привлекательными, но и справедливыми для всех категорий граждан, особенно для малообеспеченных. И предложила следующее: "Если говорить о категории граждан малообеспеченных, мы предлагаем разработать механизм создания специального банковского вклада для людей с невысокими доходами. Такой вклад может быть у человека один, сумма его ограничена, процентная ставка привязана либо к ключевой, либо к уровню инфляции. Для определения категорий граждан с невысокими доходами можно будет использовать единую государственную информационную систему "Социальное обеспечение", создание которой предложено правительством. Мы готовы принимать активное участие в разработке этого механизма и в обсуждении изменений в законодательство".
Разумеется, после такого предложения Ольга Полякова была утверждена должность члена совета директоров Центрального банка РФ.
Однако, есть очень большие сомнения в том, что предложенная ею идея будет реализована.
Давайте для начала посмотрим на то, как менялась в нашей стране официальная инфляция, ключевая ставка ЦБ, и процентные ставки по вкладам (смотри график
"Инфляция, ключевая ставка ЦБ, ставки по вкладам физических лиц в РФ"). Прекрасно видно, что в интервале 2011-2021 годов инфляция менялась более динамично и в гораздо больших пределах. В 2015 году она выросла до 16,92%, а уже в 2018 году упала до 2,18%. Ни ключевая ставка, ни ставки по вкладам, не поспевали за инфляцией, ни во время её роста, ни во время её снижения. Они, и росли медленнее, и снижались медленнее.
Рассмотрим, для примера, ситуацию последних двух лет. С начале 2020 года инфляция закончила очередное снижение на уровне 2,31%, и начала свой рост, который продолжается и поныне. Напротив, ключевая ставка и ставки по вкладам большую часть 2020 года продолжали снижаться. Цифры встретились осенью в районе 4%. К этому моменту ключевая ставка и ставки по вкладам уже перестали снижаться. Инфляция продолжила свой рост, а ключевая ставка и ставки по вкладам продолжали топтаться на месте в районе 4%. В начале 2021 года ЦБ опомнился, и начал быстро повышать свою ключевую ставку. А вот банки не особо спешили. Существенный рост ставок по вкладам начался только во втором полугодии. И ЦБ, и банки, как правило, немножко тормозят в погоне за инфляцией.
Но самое интересное в представленном графике не это. В течение целого года (плюс-минус) ставки по вкладам обгоняли и официальную инфляцию, и ключевую ставку. Ставки по вкладам обгоняли официальную инфляцию с января 2014 года по февраль 2015 года. Ставки по вкладам обгоняли ключевую ставку с октября 2013 года по ноябрь 2014 года. Если эта ситуация уже происходила в прошлом, она может повториться и в будущем. Напомню, что ЦБ предложил привязать ставки для малоимущих "либо к ключевой, либо к уровню инфляции". Что тогда скажут все малоимущие руководству ЦБ, когда ситуация повторится?
На самом деле, руководство ЦБ может не беспокоиться по поводу возможных упреков малоимущих в том, что власти их опять обманули. Предложение ЦБ было изначально мёртворождённым. Просто потому, что у малоимущих не было, нет, и никогда не будет (пока они остаются малоимущими) лишних денег для того, чтобы отнести их в банк на специально созданный для них вклад.
Для банков идея ЦБ со специальными вкладами, конечно, "вкусная". Теоретически, рынок для таких вкладов огромный. Потому что малоимущих в России очень много. Также очень много в России людей, не имеющих сбережений. Последние социологические опросы гласят, что примерно 37% россиян вообще не имеют никаких сбережений. А по данным "Росстата", численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума по итогам 2020 года составила 17,8 миллиона человек, или 12,1% населения.
Однако, у всех этих людей абсолютно нет лишних денег, чтобы нести их в банки. Малоимущие с огромным трудом сводят концы с концами. Именно они являются основными клиентами микрофинансовых организаций. Они берут там кредиты, потому что в банках им давно уже отказали. Зачастую, они берут кредиты на текущую еду.
Впрочем, и банковское необеспеченное потребительское кредитование растёт настолько быстро, что это уже вызывает серьёзную озабоченность в ЦБ. Народ берёт кредиты, где только может (на самом деле – где только дают), вовсе не от хорошей жизни. По данным ЦБ, уровень долговой нагрузки домохозяйств, определяемый как доля обязательных платежей по кредитам от располагаемых доходов всего населения, устойчиво рос все последние годы, и на 1 июля 2021 года достиг 10,24% – максимального значения за всё время наблюдений (смотри график
"Доля платежей по кредитам в доходах домохозяйств РФ").
С учётом всего вышесказанного, закрадываются огромные сомнения в реальности озвученных планов. На самом деле, предложение Ольги Поляковой создать вклады для малообеспеченных россиян очень похоже (до степени смешения) на классический предвыборный популизм политика, претендующего на высокий выборный пост. И этот популизм, по всем канонам предвыборной гонки, прозвучал в самый канун голосования. Только в нашем случае, выборщиков всего 450. А речь идёт о должности члена совета директоров Центрального банка РФ. Отличный PR. Но и только. Ничего больше за этим предложением, скорее всего, не кроется.