На этот раз о необходимости сворачивания программы льготной ипотеки заявила глава департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова. Вот что она заявила в интервью "РИА Новости": "Льготная программа должна постепенно сворачиваться, чтобы не приводить к избыточным рискам. Важно следить за динамикой цен на жилье – они в последние годы довольно быстро росли, отчасти на фоне роста ипотеки, отчасти из-за недостаточного предложения жилья".
Это уже не первая попытка регулятора остановить ненавистную ему программу льготной ипотеки. В ноябре прошлого года об этом говорила сама председатель ЦБ Эльвира Набиуллина:
"Виден рост цен на жилье на первичном рынке, который уже опережает и инфляцию, и рост доходов населения. В итоге доступность жилья для людей может упасть, несмотря на льготную ставку. Своевременное завершение этой антикризисной программы позволит избежать формирования пузырей и сбалансировать на рыночной основе спрос и предложение на рынке жилья".
Обе девушки в качестве основного аргумента необходимости сворачивания льготной ипотеки приводят рост цен на недвижимость. На самом деле – это единственный их аргумент. Потому что складывается такое впечатление, что в ЦБ ни о чём не могут думать, кроме инфляции. Им там повсюду мерещится призрак инфляции. Прямо, как коммунистам в своё время мерещился призрак коммунизма. Идея фикс, не иначе.
Почитайте любой текст, сопровождающий решение ЦБ о ключевой ставке (
раз,
два,
три,
четыре,
пять). Только инфляция, всегда инфляция, ничего кроме инфляции. Ничто не способно уменьшить степень фанатизма регулятора в отношении инфляции. Перефразируя известную фразу, на стенах ЦБ можно начертать следующий девиз: "Inflation, inflation, über alles".
С этим надо что-то делать. Иначе эти товарищи постепенно сведут всю российскую экономику прямиком на кладбище. Только там инфляция может быть равна нулю. Дай ЦБ волю, он именно такой инфляции и будет добиваться, судя по всему. Но стесняется сказать об этом вслух.
Давайте посмотрим на цены на недвижимость. Может, ЦБ прав в своих панических настроениях? Может, на рынке недвижимости надувается пузырь? Вот только смотреть мы будем на цены в твёрдой валюте. Ибо всё в нашей стране зависит от нефти-матушки (смотри статью
"Роль системных либералов в экономическом росте в России в начале нулевых близка к нулю. Всё дело в нефти"). А она, как известно, котируется в долларах.
Когда вы что-то измеряете, делать это надо качественным инструментом, а не слонами, обезьянами, или даже попугаями, как это происходило в мультфильме "38 попугаев". Измерять цены в рублях, когда сам рубль сегодня здесь, а завтра там – это означает обманывать самого себя. Измерять все цены надо в более твёрдой и надёжной валюте. В нашем случае – в долларах.
Так вот, в долларах цена на недвижимость в 2020 году в России падает (смотри графики
"средняя цена квадратного метра в Москве" и
"средняя цена квадратного метра в России"). В Москве с января по октябрь цена квадратного метра рухнула аж на 15,5% в долларах.
Почему же растёт цена на недвижимость в рублях? Потому что рубль падает к доллару сильнее, чем падает цена на недвижимость в долларах. Как говаривал один выдающийся экономист: "Раньше продавали товар, который стоил один доллар, а получали за него 32 рубля. А теперь товар продали на доллар, а получили 45 рублей. Доходы бюджета увеличились". Вот и цены на недвижимость увеличились в рублях.
Отсюда напрашивается вывод: копить деньги на покупку недвижимости следует исключительно в долларах, но никак не в рублях.
Был ещё аргумент у регулятора про доступность жилья. Да, этот показатель вырос с 6,2 лет в четвёртом квартале 2019 года (тогда был достигнут абсолютный минимум показателя за всё время наблюдений) до 7,8 лет в третьем квартале 2020 года (смотри график
"Показатель доступности жилья в России"). Но при этом доступность жилья вернулась к показателям 2015-2017 годов. То есть, не сильно далеко вглубь веков. Для сравнения, в начале 2000 года этот показатель превышал 21 год.
На всякий случай давайте посмотрим на
долю платежей по ипотечным кредитам в доходах российских домохозяйств. Платежи по ипотечным кредитам составляют меньше 2% от доходов российских домохозяйств. До закредитованности населения ипотечными кредитами ещё очень далеко.
Кстати, всё та же Елизавета Данилова в декабре прошлого года признала, что
никакого пузыря на рынке недвижимости нет.
В общем, аргументы ЦБ на поверку оказываются весьма слабыми.
Что же касается роста цен на недвижимость, то с этим явлением можно бороться не только со стороны спроса, уничтожая его на корню. Но и со стороны предложения, стимулируя строителей больше строить. Например, в 2020 году построили 75,5 млн кв. м жилья, а в качестве цели соответствующего национального проекта стоит 98 млн кв. м. Это значит, что план не выполнен на 23%, или почти на четверть.
Вот о чём мог бы напряжённо думать регулятор. Но не думает. Кажется, ЦБ со своей стороны ни разу не предложил ничего для увеличения строительства жилья. А почему собственно? В Банке России умеют только ограничивать и запрещать? Вычитать и делить? Пора бы уже учиться прибавлять и умножать. Этот вопрос не только назрел, но и давно уже перезрел.
Когда тот же Олег Дерипаска критикует ЦБ за отсутствие какого-либо стимулирования российской экономики – он абсолютно прав. С этим действительно надо что-то делать. Может, действительно пора менять руководство регулятора?