Председатель Банка России Эльвира Набиуллина давеча уверяла депутатов Госдумы, что масштабнейшая денежная эмиссия последнего времени, проводимая центробанком путём операций длинного репо, якобы не приведёт к инфляции. Её слова стоят того, чтобы привести их целиком. "Что касается так называемого включения печатного станка, видимо, речь идёт об увеличении наших операций длинного репо. То с точки зрения денежно-кредитной политики они направлены на то, чтобы поддерживать процентные ставки на том операционном уровне, который мы для себя определяем". "Эти операции вызваны именно неравномерностью расходов бюджета. Бюджет достаточно активно занимал сейчас на рынке, а основные траты придутся на конец года. И тогда эти деньги поступят в банковскую систему". "Но никакого влияния эти операции на денежно-кредитные условия не имеют. Мы поддерживаем краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой. Это наша операционная цель, и мы это делаем. Поэтому никаких рисков нет здесь, нет, как называется, включения печатного станка, и инфляционных рисков".
Соответствуют ли её слова действительности? Неужели включение печатного станка действительно не приведёт в России к всплеску инфляции? Если посмотреть на историю вопроса, то можно найти примеры, как отсутствия значимого роста инфляции, так и чудовищной гиперинфляции.
Классический пример гиперинфляции – Веймарская Германия в двадцатых годах прошлого века. Достаточно сказать, что тогда был период, когда ценники переписывали по нескольку раз в день. Поэтому рабочих и служащих отпускали в середине рабочего дня сделать необходимые покупки. Потому что после работы эти товары будут стоить дороже.
Аналогичный пример – Венгрия после второй мировой войны. Самый свежий пример – Зимбабве в конце 1990-х годов прошлого века. Самая большая купюра в последнем случае была номиналом 100 трлн зимбабвийских долларов. Триллионов, Карл!
Но существуют и противоположные примеры. Опять же, классический пример отсутствия гиперинфляции и запущенном на полную мощность печатном станке – Япония, начиная с начала 90-х годов прошлого века. То десятилетие в Японии называют потерянным. Потому что экономика в тот период словно впала в летаргический сон – ни больших подъёмов, ни значительных спадов. В основном, колебалась между -0,5% и +0,5%.
Япония тогда попыталась оживить экономику запуском печатного станка на полную мощность в виде количественного смягчения (Quantitative easing, или QE). Если кратко, то сущность QE заключается в скупке центральным банком (в данном случае – Японии) различных ценных бумаг за живые деньги. Сначала скупались только государственные ценные бумаги. Впоследствии список бумаг расширился. Идея состояла в том, чтобы японские банки, получив вместо бумажек живые деньги, начали этими деньгами кредитовать японскую экономику. Увы, тогда не получилось. Оживить экономику японцам толком так и не удалось. Но и инфляции почему-то не было.
Во время кризиса 2008-2009 годов США, Евросоюз, Япония, Китай взяли на вооружение методы японского "потерянного десятилетия" по выходу из кризиса. Принцип аналогичный и очень простой – бабло побеждает зло.
Например, в США в результате многочисленных количественных смягчений
"Monetary Base" с 2008 года по 2015 год выросла в 5 раз – с 800 млрд долларов до 4 000 млрд долларов. Если верить официальной статистике, то американская экономика в результате триллионных денежных инъекций восстановилась до докризисных значений (смотри график
"ВВП США"). Хотя на этот счёт существуют и другие мнения (смотри
"альтернативный график ВВП США без учёта искажений").
А вот инфляция в результате всё тех же триллионных денежных инъекций почему-то осталась на весьма скромном уровне (смотри график
"Инфляция в США"), не превратившись в гиперинфляцию. Опять же, если верить официальной статистике. На этот счёт также существует иное мнение (смотри
"альтернативный график инфляции в США без учёта искажений").
Аналогичные процессы происходили и в других упомянутых выше странах. Кстати, в 2020 году Monetary Base в США снова выросла. На этот раз на 2 трлн долларов. Посмотрим, что будет с экономикой и инфляцией на этот раз.
Судя по всему, Эльвира Набиуллина рассчитывает, что и в России можно повторить практику количественного смягчения развитых стран, и получить те же результаты – вывести экономику из рецессии и кризиса на траекторию устойчивого роста без существенного роста инфляции. Интуиция подсказывает, что в России такой фокус не получится. Quod licet Iovi (Jovi), non licet bovi. В переводе с латыни – "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". За последние 30 лет все мы имели несчастье неоднократно убеждаться в том, что эмиссия ничем не обеспеченных рублей неизбежно приводит к росту инфляции и падению рубля. Даже далеко ходить в историю не надо. Ноябрь 2020 года это ещё раз всем наглядно показал.
Так что уже в скором будущем ждём доллар по 97 рублей. Дальше 125. Потом 250. Всё, как доктор, тьфу,
"Степан Демура прописал". Но и эти кошмарные значения – ещё не конец. Следующая цель –
"600 рублей за доллар". Когда? Первая цифра в течение нескольких месяцев. Последняя цифра в течение нескольких лет.