В последние годы российский военно-промышленный комплекс (ВПК) явно испытывает проблемы. На первый взгляд, они не очень заметны. Особенно, если к ВПК внимательно не присматриваться. И, тем более, если слушать исключительно российских пропаганглистов. Они вам нарисуют яркую картинку наших потрясающих побед, в которой мы блистательно и с разгромным счётом победили всех наших врагов.
Увы, реальность весьма далека от победоносных фантастических сказок (смотри тексты про
"Танк "Армата",
"Космос",
"Авианосец "Адмирал Кузнецов",
"Пехота без воздушного прикрытия – смертники",
"Противовоздушная и противоракетная оборона (ПВО и ПРО)",
"Бомбардировщик 5-го поколения",
"Истребитель 5-го поколения").
Про как бы авианосец "Адмирал Кузнецов" я уже писал (ссылка выше). В июне 2021 года появилось новое подтверждение больших проблем в российском ВПК. Наверное, все слышали про историю с британским эсминцем Defender. Кто-то даже посмотрел видео о том, как российские сторожевые корабли пытаются заставить британца покинуть российские территориальные воды. А также посмотрели на стрельбу российского сторожевого корабля. Если вы смотрели и слушали исключительно российских пропаганглистов, у вас могло сложится ошибочное впечатление об очередной сокрушительной победе российского оружия. Увы, это не так.
Наверное, мало кто обратил внимание на одну крохотную деталь на видео стрельбы. Куда именно стрелял российский сторожевой корабль? Российская пропаганда утверждает, что он стрелял "по курсу". А где во время этой стрельбы находился Defender? На видео видно какой-то корабль, превратившийся в небольшую точку на горизонте. Это и был Defender. Как так, несколько кадров назад наши кораблики находились совсем рядом с британцем, а теперь так катастрофически отстали от него?
Всё объясняется до банального просто. Defender всего чуть-чуть увеличил скорость, и российские сторожевые корабли не смогли за ним угнаться. Потому что максимальная скорость британца – 30 узлов, а максимальная скорость российских сторожевиков – 28 узлов. В теории. Которая, как вы, наверное, уже догадались, весьма далека от практики. Ну, точь в точь, как и у "Адмирала Кузнецова", который по паспорту должен разгоняться до 29 узлов. Но давно уже не может этого сделать. Может только дымить, загрязняя окружающую среду.
Вот так выявилась очередная проблема российского ВПК – невозможность обеспечить потребности российского военно-морского флота (ВМФ) качественными российскими двигателями.
Производство корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) в СССР велось исключительно в Украине. И после событий в Крыму в 2014 году, Россия осталась без них. Украина отказалась их нам поставлять. С тех пор с переменным успехом Россия пытается сделать собственные ГТД. И вроде даже получилось в 2020 году. Правда, пока только в пресс-релизах. Как оно будет на практике – возможно, скоро узнаем. Но даже если и получилось на практике, то получилось только в единичных количествах. Начнётся ли серийное производство российских корабельных ГТД – не известно. Потому что гособоронзаказ постепенно сдувается.
Производство корабельных дизельных двигателей во времена СССР существовало и в РСФСР. Существуют такие производства в нашей стране и поныне. В виде корпусов и установленного в них оборудования. А вот компетенции по разработке, производству и ремонту корабельных дизельных двигателей этими предприятиями были частично или полностью утрачены. Потому что вследствие развала СССР и последовавшего за этим экономического кризиса отраслью были утрачены (частично или полностью) научные, инженерные и производственные кадры. Оставшиеся кадры не справляются даже с текущим не очень большим потоком заказов со стороны флота. Но этих заказов недостаточно для восстановления компетенций до хотя бы советского уровня (подробнее о проблемах в дизельной отрасли:
"1",
"2",
"3").
Поэтому, на российских сторожевиках по проекту установлены не российские дизеля. На первых кораблях – немецкие. Потому что более качественные, по сравнению с российскими. А после 2015 года – китайские. Потому что санкции из-за Крыма. И потому что российские производители не справляются с возросшим в последние годы спросом со стороны военного флота. Из-за этих же санкций чинить немецкие дизеля стало очень проблематично. А китайские дизеля не ломаются только тогда, когда не работают. Как и всё китайское.
Вот и получается, что российские сторожевые корабли весьма ограниченно боеспособные. Они могут противостоять исключительно каким-нибудь папуасам и прочим технически отсталым нарушителям границы. Если же противник использует самую современную технику – российский флот практически бессилен. Что и было продемонстрировано британским эсминцем Defender.
Интересно, у России осталось хоть что-то, чем ещё можно гордиться?