История спасение от банкротства банка "Пересвет" с самого начала дурно пахла. Сначала рейтинговое агентство
Fitch выявило фальсификацию отчётности банка. Через пару недель стало известно, что
исчез в неизвестном направлении председатель правления банка "Пересвет" (и, одновременно, один из акционеров) Александр Швец. А всего через пару дней
банк всплыл кверху брюхом. Слухи о дыре в капитале банка тогда ходили самые разные. В том числе, говорилось о
дыре в 100 млрд рублей. Это был очередной провал ЦБ в деле надзора. Но дальше в деле "Пересвета" начали происходить интересные события. Особенно они интересны, если сравнить банкротство этого банка с банкротством другого банка.
Через два месяца после "Пересвета" всплыл кверху брюхом "Татфондбанк". Прелесть ситуации в том, что их размеры на момент фактического банкротства были почти одинаковы. А вот судьба почему-то разная. "Пересвет" в табели о рангах, на 1 октября 2016 года, занимал 44 место с активами 208,6 млрд рублей. "Татфондбанк", на ту же дату – 42 место и 221 млрд рублей. Но первый государство спасло, а второй удавило. Дыра в капитале каждого, по слухам, была примерно одинакова. Разница между ними была в том, что в первом банке держали свои деньги (личные и корпоративные) лица, которым не принято в нашем странном государстве отказывать.
В апреле 2017 года стал известен механизм спасения банка "Пересвет" от банкротства.
Банк России принял решение о спасении банка с применением механизма bail-in. В ходе проведения оценки финансового положения банка представителями АСВ совместно с Банком России размер дисбаланса между справедливой стоимостью активов и обязательств определён на уровне 103,6 млрд рублей. Эту дыру закрыли совместными усилиями кредиторы банка и государство. Более 70 кредиторов банка на условно добровольной основе изъявили желание принять участие в финансовом оздоровлении банка путём конвертации средств, размещённых в банке, в объёме 69,7 млрд рублей в 15-летние субординированные облигации. Плюс, ЦБ выделил кредит на 66,7 млрд рублей для проведения процедуры финансового оздоровления, в том числе на покрытие дисбаланса и поддержание ликвидности банка. Итого – 136,4 млрд рублей.
Недавно стало известно, что (по данным телеграмм-канала "ДляЭли") "Объём невозвратных кредитов "Пересвета" предварительно оценивается в 138 млрд рублей, причём, окончательная оценка будет готова в июне текущего года". Следовательно, продолжает ТК: "Санация "Пересвета" будет стоить Центробанку и компании почти 160 млрд рублей (изначально было выделено 66,7 млрд) и станет одной из самых дорогих".
А теперь речь идёт о том, что на спасение "Пересвета" от банкротства нужны ещё деньги. По слухам, "Роснефть" за счёт своего лоббистского ресурса выбивает из правительства дополнительные 30 млрд рублей на санацию "Пересвета". Ой ли? "Пересвета" ли? Давайте вспомним все последние случаи санаций. Вспомним "Открытие" и "Траст". Вспомним "Промсвязьбанк" и "Автовазбанк". Вспомним "Транскапиталбанк" и "Инвестторгбанк". Во всех этих случаях новые деньги требовались уже самому санатору. В случае со спасением "Пересвета" речь может идти, на самом деле, о спасении "Всероссийского банка развития регионов" (ВБРР), опорного банка "Роснефти". Как пишет всё тот же телеграмм-канал "ДляЭли": "По итогам 2017 года "Роснефть" не дотянула до обязательных нормативов достаточности капитала, также был нарушен максимальный размер риска на одного или группу связанных заёмщиков (Н21) – он составил 57,2% (при максимально допустимых 25%.)".
Похоже, в ближайшее время придётся присмотреться к этому ВБРР повнимательней.