Президент РФ Владимир Путин 28 сентября 2016 года провёл совещание по вопросам формирования федерального бюджета. На совещании он сказал много правильных и красивых слов: "Нужно обеспечить такие макроэкономические условия, которые стимулируют рост национальной экономики и сохранение тенденций к снижению инфляции. В среднесрочной перспективе нужно выйти на уровень инфляции в 4 процента", "Пока мы вынуждены сохранять дефицит федерального бюджета. Правда, он находится в параметрах, которые являются абсолютно приемлемыми, но нужно исходить из того, что источники его покрытия должны быть надёжными. Недопустимы ни чрезмерная трата резервов, ни раскручивание государственного долга", "Нужно продолжить линию на снижение зависимости федерального бюджета от нефтяных цен", "Особое внимание прошу уделить финансовому обеспечению приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах. Средства на эти цели должны быть заложены в бюджет в полном объёме".
Если подвести итог сказанному, президент выступил в поддержку всего хорошего и против всего плохого. Вот только всё хорошее на сегодняшний день является неосуществимой призрачной мечтой. И президент этого, то ли не понимает, то ли отказывается понимать. Он упорно повторяет одни и те же слова, рассчитывая, наверное, что от многократного произнесения им слова "халва" во рту у всех граждан России каким-то чудом станет слаще. Увы, чудо бывает лишь в детских сказках.
Разберём цитаты президента по существу.
Зависимость от нефтяных цен.
Да, с 2014 года постепенно снижается зависимость федерального бюджета от нефтяных цен (смотри график
"Доля нефти и газа в доходах бюджета РФ и цена на нефть"). Вот только происходит это не потому, что у нас ускоренным темпом растут другие сектора экономики, а потому, что падает цена на нефть. Исключительно благодаря этому явлению сокращаются нефтяные доходы бюджета, и сокращается зависимость федерального бюджета от нефтяных цен. Поэтому, выполнить благое пожелание президента можно, только если снизить налогообложение нефтяной и газовой промышленности. Или если цены на нефть и газ продолжат своё снижение. Или и то, и другое.
Третьего российским властям не дано. Потому что, и власти в целом, и правительство в частности, никакого влияния на происходящие процессы не оказывают, и не могут оказать. Во-первых, не имеют никаких рычагов. А? во-вторых, даже если бы имели такие рычаги, то не смогли бы ими воспользоваться. Потому что не умеют и не знают, как. Все 16 лет существования нынешних людей во власти являются ярким свидетельством этого.
Финансирование приоритетных проектов.
Как правительство обеспечивает финансово приоритетные проекты, прекрасно видно по исполнению федерального бюджета в текущем году (смотри статью
"Продовольственные карты для нищих не появятся в 2017 году. Потому что в бюджете на них денег нет"). И образование, и национальная экономика, хронически недофинансируются в течение всего 2016 года относительно расходов 2015 года. Жилищно-коммунальное хозяйство хронически недофинансируются в течение почти всего 2016 года. В здравоохранении ситуация чуть лучше. Почему идёт сравнение расходов 2016 года и 2015 года? Потому что фактические расходы 2015 года близки к запланированным изначально расходам 2016 года. Так что, правительство может запланировать на 2017 год всё, что угодно. Но выполнить запланированное может не получится также, как не получается это в текущем году.
Вчера, 4 октября, появилась поразительная новость. Как говорится, на ловца и зверь бежит. Минфин предложил поправки в бюджет 2016 года. Ранее я предполагал, что осенью неизбежно произойдёт секвестр (сокращение расходов) федерального бюджета, потому что собираемые доходы значительно отстают от планов, а растущий дефицит закрыть нечем. К моему удивлению, минфин предлагает увеличить расходы примерно на 300 млрд рублей до 16,4 трлн рублей. Тем самым, будет увеличен дефицит бюджета, который и в прежнем виде нечем покрыть. Ага, подумал я, минфин решил выполнить поручение президента, дав больше денег приоритетным проектам в здравоохранении, образовании, системе жилищно-коммунального хозяйства и дорожном хозяйстве, в области поддержки малого и среднего бизнеса и в некоторых других сферах? Молодцы какие, как быстро отреагировали. Но не тут-то было.
На самом деле, минфин предложил сократить расходы по разделу "Национальная экономика" на 414,7 млрд рублей, по разделу "Здравоохранение" – на 28,6 млрд рублей, ЖКХ – на 10,5 млрд рублей. То есть, нагло и цинично проигнорировать поручение президента РФ. Более того, пойти наперекор этому поручению. Как такое может быть? Это же совершенно невероятное событие в любой приличной стране. После этого министр финансов и часа не должен был продержаться в своём кресле. Однако, никакой отставки не произошло. Из произошедшего логически вытекают всего два варианта. Или ныне действующий президент РФ пустое место, слова которого не имеют абсолютно никакого веса (вспоминаем классическое "Мене, мене, текел, упарсин"). Или словам ныне действующего президента РФ верить категорически нельзя, потому что непонятно, когда он говорит правду, а когда лжёт. Каждый читатель может выбрать любой понравившийся лично ему вариант. Я лишь могу добавить, что это не первый случай, когда слова президента РФ расходятся с его делами, и когда слова президента не соответствуют действительно. Достаточно вспомнить неоднократные поиски им дна российской экономики (смотри статью статью
"Путин заявил о стабилизации экономики России. Это не соответствует действительности. Это уже седьмое дно российской экономики от Путина"). Так что, не первый случай, и, наверное, не последний.
Дефицит федерального бюджета.
Дефицит федерального бюджета находится в приемлемых параметрах только если сравнивать фактические доходы и расходы бюджета. Тогда да, дефицит на конец августа составлял "всего" 2,9% от запланированного на год ВВП. А если сравнить фактические доходы и запланированные в законе о бюджете расходы, то такой дефицит составит уже 4,9% от запланированного ВВП. Расчёты даны в статье
"Продовольственные карты для нищих не появятся в 2017 году. Потому что в бюджете на них денег нет". Вот настоящая цифра. Все иные цифры, периодически произносимые российскими чиновниками разного уровня – враньё.
Надёжные источники покрытия федерального дефицита, к великому сожалению для российских властей, конечны. За два последних года резервный фонд сократился почти в три раза (смотри график
"Объём средств резервного фонда"). Есть ещё фонд национального благосостояния (ФНБ), но и он конечен. Когда закончится резервный фонд, власть начнёт тратить средства ФНБ. Потому Путин и заявлял, что "Недопустима чрезмерная трата резервов".
Однако, властям не остаётся ничего другого, как расходовать резервы. Больше денег взять неоткуда. Можно, конечно, повысить налоги. И в первый платёж население и предприятия заплатят больше. А потом платежи начнут очень быстро уменьшаться, и, рано или поздно, налогов будет собираться меньше, чем до повышения. И с каждым разом всё меньше и меньше. Предприятия начнут закрываться, или иным образом прятать деньги. Население тоже найдёт способы спрятать свои деньги от налогов. Властям будет только хуже. Приватизация много денег не принесёт, да и продать что-то ненужное можно только один раз. Взять в долг правительство может. Но очень быстро это снова превратится в пирамиду, за которой последует очередной дефолт. К тому же Путин предупредил о недопустимости "раскручивания государственного долга".
Впрочем, чуть выше мы уже разобрались с весомостью слов президента.
Стимулировать рост экономики.
Все последние 16 лет власти только и делали, что стимулировали рост экономики. Первые 12 лет (с небольшим перерывом в 2009 году) рост был. Но, как недавно выяснилось, рост этот целиком и полностью был связан с ростом цены на нефть (смотри статью
"Вся суть экономики России в одном графике. Очень скоро мы все станем беднее в 6 раз"). Последние четыре года рост экономики постепенно замедлялся, а последние два года экономика уже даже падает, а не растёт. Это, конечно, опять целиком и полностью заслуга падающей нефти.
Но в 2012-2013 годах нефть ни капельки не падала, а российская экономика ни с того, ни с сего, начала замедляться. И вот тут-то мы увидели, что российские власти просто не способны ни на какую стимуляцию. Прошло уже четыре года, а никакого хоть сколько-нибудь комплексного, стройного и разумного плана по стимуляции российской экономики на свет так и не появилось. Эти люди во власти на такой высокоинтеллектуальный труд попросту не способны. Деградация-с. Так что с обеспечением макроэкономических условий у правительства ничего не выйдет. Как и со снижением инфляции до 4%. По тем же самым причинам.
Вывод.
В очередной раз приходится убеждаться в правильности слов канцлера Германии Ангелы Меркель, которая сказала на саммите G20 в Брисбене (Австралия), имея в виду президента РФ Владимира Путина: "Мы живём в разных реальностях". Он действительно живёт в какой-то иной реальности, отличной от той, в которой живут остальные народы России.