Основатель и управляющий партнёр фонда частных капиталовложений Baring Vostok Майкл Калви (Michael John Calvey) по решению Мещанского суда Москвы получил 5,5 лет условно по громкому уголовному делу. Сначала о мошенничестве, а потом о растрате. Условные сроки получили и другие обвиняемые.
Дело это изначально имело признаки заказа и фабрикации. В цивилизованной стране подобное уголовное дело в принципе невозможно. Имел место быть хозяйственный спор двух юридических лиц. Спор разрешался в российских и международных арбитражных судах. Да, медленно. Но уж такова повсеместная судебная практика. Как вдруг в России по инициативе одной из сторон разбирательства, имеющей высокопоставленных и влиятельных покровителей, возбуждается уголовное дело, и ключевые сотрудники другой стороны оказываются под арестом в следственном изоляторе (СИЗО). Логика инициаторов уголовного дела понятна. В тюрьме Майкл Калви должен, во-первых, в принципе согласиться на невыгодные для него условия сделки. И во-вторых, гораздо быстрее согласиться на эти условия.
К огромному сожалению для российского инвестиционного климата, та самая другая сторона, оказавшаяся в тюрьме – это ключевые сотрудники фонда, которые в течение нескольких десятков лет привлекали в Россию иностранные инвестиции. Общая сумма таких инвестиций измеряется десятками миллиардов долларов. Сам Майкл Калви – американец. Ещё один осуждённый по уголовному делу (Филипп Дельпаль) – француз.
Да, через несколько месяцев Майкл Калви был переведён из тюрьмы под домашний арест. Потом на домашний арест перевели и остальных обвиняемых. Да, через полтора года ему, и остальным обвиняемым, снова смягчили меру пресечения. Теперь на запрет определённых действий.
Однако, несмотря на все облегчения, приговор, в итоге, стал обвинительным. Что абсолютно не удивительно в современной России. Басманное правосудие в действие. В последние годы процент оправдательных приговоров в нашей стране составлял 0,2-1,1%. Для сравнения, доля оправдательных приговоров во времена страшных сталинских репрессий была равна 10,9-13,4%.
Да, суд не отправил никого в колонию, а назначил условное наказание. В сегодняшней российской действительности это равносильно оправдательному приговору. Как говорится, и нашим, и вашим. Но! Это всё равно обвинительный приговор. К тому же, Майкл Калви все эти 5,5 лет будет обязан каждый месяц отмечаться в инспекции, и без её разрешения не имеет права менять постоянного места жительства. Если же он, вдруг, покинет нашу страну без разрешения, это будет поводом для карательных структур заменить условное наказание на реальное. И тогда Майкл Калви вряд ли к нам вернётся.
Наверное, суд искренне считал, что такой приговор в сложившихся условиях будет всеми заинтересованными сторонами считаться компромиссом. Наверное, суд искренне считал, что позволит сохранить лицо всем заинтересованными сторонам. Увы, суд ошибся.
Майкл Калви оценил приговор следующим образом: "Обвинение в растрате оскорбительно для меня, как инвестора". Поскольку его осудили за преступление, которого, как он считает, не было. Адвокаты Майкла Калви заявляют, что Мещанский суд не внял их доводам и просто скопировал обвинительное заключение. О, как это знакомо. Я сам с столкнулся с точно таким же отношением суда (как оно было на самом деле, объяснили мои адвокаты:
"1" "2",
"3",
"4", но суд, не взирая на факты фабрикаций, фальсификаций, подлогов, лжесвидетельства, всё равно решил – виновен).
На вопрос о том, будет ли он продолжать инвестиционную деятельность в России, Майкл Калви отвечать не стал. И это очень плохой знак для инвестиционной привлекательности России. Один из самых важных для нашей страны иностранных инвесторов, наконец, всерьёз задумался о том, стоит ли ему продолжать инвестировать в нашу страну при наличии огромных рисков, с которыми он столкнулся лично. Ведь он мог реально уехать в колонию на 10 лет. А оно ему надо?
Почему "наконец"? Потому что, несмотря на уголовное преследование основателя и его партнёров, фонд Baring Vostok в последние месяцы совершил несколько сделок по покупке долей российских компаний. Это удивительно. Фонд продолжал инвестировать в Россию. Вот лишь некоторые сделки, о которых стало известно. В октябре 2020 года Baring Vostok выкупил часть доли Олега Тинькова в финансовом маркетплейсе "Сравни.ру". В ноябре 2020 года Baring Vostok собирался выкупать расписки компании Ozon (совместно с АФК "Система" на общую сумму в 135 млн долларов). В июле 2021 года Baring Vostok вложил более 400 млн рублей в сервис по поиску туров Level.Travel. В июле 2021 года Baring Vostok купил 12% бренда женской одежды 12Storeez.
И вот теперь Майкл Калви задумался. Поэтому, сказать, что обвинительный приговор крайне негативно скажется на инвестиционном климате России – ничего не сказать. Последствия окажутся катастрофичными. И кто в этом виноват? Как говаривал в своё время нарком путей сообщения Лазарь Каганович: "У каждой аварии есть имя, фамилия и должность". Имя этой аварии – Артём Давидович Аветисян. Да, он ещё в 2019 году отверг обвинения в том, что уголовное дело Майкла Калви с партнёрами связано с корпоративным спором за контроль в одном из российских банков, заявив: "Это абсурд, и это совершенная ложь". Но кто ж ему поверит?
Тем не менее, несмотря на всю катастрофичность последствий принятого судом решения по уголовному делу Майкла Калви, в России всё же могут остаться иностранные инвесторы. Помните известное изречение, приписываемое Карлу Марксу: "Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли"? Таких инвесторов даже тюрьма не напугает. Потому что есть на свете люди, которых лучше всего может охарактеризовать интернет-мем, первоначально появившийся на картинке с бурундучком Дейлом из американского мультсериала "Чип и Дейл" – "Слабоумие и отвага".