Первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова на открытом заседании рабочей группы Госдумы постаралась успокоить депутатов по поводу в очередной раз возникших слухов о возможном отключении России от SWIFT. Она кратко напомнила историю вопроса, заявила о наличие прямого контакта с руководством SWIFT, и, по её словам, там заверили, что SWIFT будет работать штатно. Вот что Ольга Скоробогатова заявила: "С точки зрения SWIFT ситуация очень похожая, прям аналогичная была в 2014 году, когда тоже поговорили, но говорят отдельные депутаты Евросоюза. Мы всегда имеем прямой контакт с самим SWIFT, непосредственно со штаб-квартирой, с московским офисом. Нам подтвердили, что SWIFT будет работать штатно, без каких-либо проблем, и никаких рисков мы на данный момент не видим ".
Но даже если вдруг случится страшное, то ничего страшного не случится, потому что у России уже давно создана, и прекрасно работает, своя аналогичная система: "СПФС [Система передачи финансовых сообщений] у нас есть, работает, и весь внутрироссийский трафик, даже если что-либо произойдет, может быть спокойно переведён на нашу систему".
Однако, Ольга Николаевна успокоила далеко не всех. На её успокоительные высказывания с резкой критикой отреагировал Интернетчеловек: "Тетя Оля, мы это кто? Рисков она не видит. Что будем делать с международным трафиком? По телексу работать? Глупо надеяться, что к СПФС начнут массово подключаться международные финансовые организации. Понятно, что ЦБ уже договорился с парой банков "там" по ЗВР, а как быть с основными нашими экспортерами?". Следует уточнить, что Интернетчеловек – это не просто человек с улицы, а бывший высокопоставленный сотрудник ЦБ, до сих пор владеющий неформальной информацией из недр регулятора.
Что-ж разумное замечание. Однако-ж, почему бы и не по телексу? Стоит напомнить, что СССР, чьим правопреемником стала Россия, присоединился к SWIFT в декабре 1989 года, когда пользователем системы стал "Внешэкономбанк". Но ведь и до декабря 1989 года СССР как-то торговал со всем миром и проводил платежи по своим экспортным и импортным операциям. И активно торговал. И до создания SWIFT весь мир как-то торговал и проводил платежи по своим торговым сделкам.
Так что, складывается стойкое ощущение, что шумиха вокруг возможного отключения России от SWIFT носит несколько искусственный характер. Достаточно вспомнить, как в своё время менялось мнение по данному вопросу у
президента – председателя правления банка ВТБ Андрея Костина. Сначала он считал такое отключение, ни много ни мало, объявлением войны: "По моему личному мнению, введение подобных санкций будет означать войну". А всего через два месяца кардинально поменял свою точку зрения: "Будем как-то на коленке приспосабливаться. Конечно, работа банков не остановится, но это серьёзно затруднит нашу работу, работу наших клиентов, потому что расчёты, конечно, будут осуществляться медленнее. Уже сейчас и так введение санкций увеличило трудозатраты и нас и наших контрагентов. Конечно, будут найдены возможности".
И это было сказано в феврале 2015 года, когда СПФС только-только начала работать в тестовом режиме. С тех пор прошло уже шесть лет. Как говорится, много воды утекло. Поэтому, продолжающаяся
постоянная шумиха вокруг возможного отключения России от SWIFT начинает утомлять.