В последнее время в российском информационном пространстве как-то уж очень часто стала упоминаться аббревиатура SWIFT. В контексте отключения нашей страны от этой самой SWIFT. Причём, как правило, эта аббревиатура упоминается всевозможными российскими чиновниками самого различного уровня. Дошло до того, что эту тему начали поднимать в министерстве иностранных дел (МИД). Хотя, казалось бы – при чём здесь МИД? Создаётся впечатление, что у российской власти создался какой-то комплекс на тему SWIFT. А возможное отключение России от SWIFT вызывает у российской власти самую настоящую панику и истерику. Заметьте, что у российских банкиров никакой паники и истерики нет.
Тема отключения нашей страны от SWIFT возникла в информационном пространстве в 2014 году после известных событий в Крыму и на Юго-Востоке Украины. И с тех пор условный Запад периодически эту тему поднимает, и всячески муссирует, и теребит. Почему-то по этому поводу вспоминается анекдот про Гондурас, который не надо чесать. В конце апреля 2021 года тема SWIFT всплыла снова. На этот раз Европейский парламент большинством голосов (569 из 705) принял резолюцию, призывающую наложить на Россию очередную порцию санкций. И в числе прочих –
отключить Россию от SWIFT.
Что такое SWIFT? Это Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications – это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Система основана в 1973 году по бельгийскому законодательству. Соответственно, главный офис расположен в Брюсселе. По состоянию на 2010 год, как утверждает Википедия, организация принадлежит её членам – более чем 9000 банкам из 209 стран. В настоящий момент членами SWIFT являются более 10 000 организаций, в том числе около 1000 корпораций. Каждый банк, включённый в систему, имеет свой уникальный SWIFT-код. На практике, для совершения платежа в Европе, достаточно знать наименование и IBAN-код банковского счёта получателя (уже содержащий интерпретированный SWIFT-код в своём составе).
FinNews.ru однажды уже писал о том, что
отключение России от SWIFT абсолютно никак не скажется на российских гражданах, организациях и банках, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Просто потому, что в России давно, с 2015 года, существует аналогичная по своим функциям система под названием "Система передачи финансовых сообщений" (СПФС). Она работает на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России. Более того, СПФС не является единственной системой подобного рода. В России также существует CyberFT от компании "Киберплат", "Транзит 2.0" от "Национального расчётного депозитария" и Finline от "Сбербанка".
Тогда почему такая паника? Может быть, серьёзные проблемы грозят тем российским гражданам, организациям и банкам, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью? Тоже нет. Да, СПФС международной системой пока не стала. К ней присоединились лишь единичное количество иностранных банков. Но это совсем не значит, что после отключения нашей страны от SWIFT международные платежи между Россией с миром остановятся. Не остановится. А если и остановится, то на считанное количество часов или дней. И международная торговля не остановится.
Конечно, SWIFT, как первая система подобного рода, занимает огромную долю рынка. По некоторым данным, более 80%. Но она также, как и российская СПФС, не является единственной системой подобного рода. В Евросоюзе есть Single Euro Payment Area (SEPA, создана в 2008 году) и Instrument in Support of Trade Exchanges (INSTEX, создана в 2019 году). Причём, последняя создана для торговли европейских стран с Ираном в обход американских санкций против этой страны! В Китае есть Cross-Border Interbank Payment System (CIPS, создана в 2015 году). В Иране есть System for Electronic Payment Messaging (SEPAM). Так что, свет клином на SWIFT не сошёлся.
И потом, давайте вспомним, что СССР, чьим правопреемником стала Россия, присоединился к SWIFT в декабре 1989 года, когда пользователем системы стал "Внешэкономбанк". Но ведь и до декабря 1989 года СССР как-то торговал со всем миром и проводил платежи по своим экспортным и импортным операциям. И активно торговал. И до создания SWIFT весь мир как-то торговал и проводил платежи по своим торговым сделкам.
Да, в случае отключения России от SWIFT российским банкам придётся слезть с этого гоночного автомобиля и пересесть на что-то другое. Чтобы было понятно. Из пункта "А" в пункт "Б" сегодня можно добраться множеством самых разных способов – самолётом, поездом, автобусом, автомобилем, велосипедом, пешком. Да даже ползком, в конце концов. Точно также и с международными межбанковскими переводами. Российским банкам после отключения от SWIFT придётся использовать другие схемы проведения международных платежей. Возможно, более медленные. Когда информацию о платежах придётся передавать при помощи сильно морально устаревших, но от этого не переставших быть работоспособными, средств. Возможно, даже настолько медленные, что будут напоминать повозку, запряжённую осликом. Тем не менее, платежи будут проводиться.
И, наконец, не забывайте о том, что у российских банков существует достаточно разветвлённая сеть корреспондентских отношений с зарубежными банками. Когда банки напрямую взаимодействуют друг с другом по принципу peer-to-peer (P2P, равный к равному). В случае отключения российских банков от SWIFT они очень быстро расширят эту сеть.
Итак, для России в целом отключение от SWIFT будет всего лишь очередной занозой со стороны Запада. Неприятно, но не смертельно. Тогда почему паникуют и закатывают истерику российские чиновники? А это лучше у них спросить. Может, им нравится выглядеть паникёрами и истеричками.