Глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая 2 октября 2016 года на семинаре-совещании партии "Единая Россия" в деревне Аносино, постаралась успокоить партийцев. По её словам, якобы, катастрофы в российской экономике при ценах на нефть в 25 долларов за баррель не произойдёт. Она заявила: "Наши расчёты показывают, что, если даже будет сценарий с низкой ценой на нефть, понятно, что это негативным образом скажется на темпах экономического роста, но никакой катастрофы не будет". Она также сказала, что российская экономика, финансовая система и платёжный баланс, якобы, "во многом приспособились к этим ценам на нефть".
А теперь приступим к опровержению слухов и представлению фактов.
В приведённых выше словах главы ЦБ уже присутствует противоречие. Сначала она говорит, что 25 долларов за баррель нефти не приведут российскую экономику к катастрофе, а потом говорит, что к этой цене экономика нашей страны уже приспособилась. Простите, но мы ещё ни разу с 2003 года не видели цену в 25 долларов за баррель в течение продолжительного количества времени (смотри график
"Динамика цен на нефть с 1983 года по 2016 год"). Мы вообще такой цены не видели даже ни на минутку. Минимальная цена на нефть марки Brent была достигнута 20 января 2016 года на уровне 27,1 долларов за баррель. Минимальная цена на нефть марки Light была тоже 20 января 2016 года на уровне 27,56 долларов за баррель. Наша страна физически не могла ещё приспособиться к указанной главой ЦБ цене на нефть по причине отсутствия такой цены в природе и на биржах.
Однако, нельзя отрицать, что с 2014 года цена на нефть сильно снизилась. Снизилась почти в 3 раза – со 110 долларов в среднем в 2011-2014 годах до 45 долларов в 2016 году. Может, Эльвира Сахипзадовна имела в виду текущий уровень цен, когда говорила о том, что российская экономика к ним приспособилась? А что такое – "приспособилась"? этот термин можно как-то выразить в цифрах? Может быть, Эльвира Сахипзадовна имеет в виду одно, я – совсем другое, а житель российской глубинки – третье. Надо бы для начала разобраться с самим понятием "приспособилась".
Потому что, если ВВП страны при такой цене падает (смотри график
"Динамика ВВП России") – можно ли говорить о том, что экономика страны приспособилась к такой цене? Если инвестиции в стране при такой цене падают (смотри график
"Динамика инвестиций в РФ в реальных ценах") – можно ли говорить о том, что экономика страны приспособилась к такой цене? Если розничные продажи в стране при такой цене падают (смотри график
"Динамика розничной торговли в РФ") – можно ли говорить о том, что экономика страны приспособилась к такой цене? Если продажи продовольственных товаров в стране при такой цене падают (смотри график
"Падение торговли продовольственными товарами в РФ") – можно ли говорить о том, что экономика страны приспособилась к такой цене? Если заначка на чёрный день в стране при такой цене уменьшается (смотри график (смотри график
"Объём средств резервного фонда") – можно ли говорить о том, что экономика страны приспособилась к такой цене? Если доходы населения в стране при такой цене падают (смотри график
"Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения РФ") – можно ли говорить о том, что экономика страны приспособилась к такой цене? На мой взгляд, нет, нет, и ещё раз нет.
То есть, глава ЦБ Эльвира Набиуллина погрешила против истины даже в отношении ситуации сегодняшнего дня. Опять же, исключительно на мой взгляд. Возможно, ошибаюсь я, а не глава ЦБ. Возможно, белое – это, на самом деле, чёрное. А чёрное – это белое. Это решать вам, уважаемые читатели.
Но, если прав всё же я, то насколько слова Эльвиры Набиуллины далеки от истины в отношении ситуации, когда (не "если", а именно "когда") цена на нефть опустится до уровня 25 долларов за баррель? Опять-таки, сначала надо разобраться с самим понятием "катастрофа". Может быть, катастрофа – это совсем не то, что нам кажется.
Например, лично я недавно окончательно убедился в том, что влияние цены на нефть на российскую экономику просто чудовищно. Влияние это, чуть меньше, чем 100%. Когда цена на нефть растёт – в РФ растёт всё. Растёт ВВП, растут доходы бюджета, растут зарплаты, растут цены на недвижимость. Растут в долларах, конечно. Когда же цены на нефть падают – тут же всё начинает падать (смотри статью
"Вся суть экономики России в одном графике. Очень скоро мы все станем беднее в 6 раз"). Падает тоже в долларах, конечно.
Что из вышесказанного следует? Следует то, что, когда цена на нефть снизится до 25 долларов за баррель (не "если", а именно "когда"), вся Россия вернётся в 2003 год. Валовый внутренний продукт (ВВП) снизится с сегодняшних 1200 млрд долларов в год до 450 млрд долларов в год (смотри график
"ВВП России и цена на нефть"). То есть почти в три раза. В те же три раза (в долларах) упадёт ВВП на душу населения. Соответственно (и абсолютно естественно), что в те же три раза в долларах в среднем упадут доходы населения, его покупательная способность. В те же три раза упадут доходы федерального бюджета. Всё упадёт в три раза. Попробуйте вспомнить, как вы жили в 2003 году.
Это катастрофа или нет? Если вы сейчас зарабатываете 1 000 000 рублей, то есть примерно 15 000 долларов по нынешнему курсу, а потом ваша зарплата уменьшится до 5 000 долларов – для вас это, скорее всего, не будет катастрофой. Неприятно, конечно, но не катастрофа. Да, на покупку всяких Jaguar и Cadillac отныне придётся копить не три месяца, а целых шесть месяцев (какой ужас!!!). Но вкусовые предпочтения в еде у таких людей останутся прежние. Вряд ли они будут себе отказывать в потреблении деликатесов, всяких омаров, икры и прочего. А вот те, у кого сейчас средняя зарплата по стране (на август, по данным "Росстата" – 34 095 рублей), уменьшение её с 500 долларов до 170 долларов скажется очень сильно. Для них это вполне может оказаться самой настоящей катастрофой.
Просто посмотрите на все свои недавние покупки, переведите их цену в доллары (ведь все или почти все эти товары были импортные, или с использованием импортных комплектующих), переведите свою текущую зарплату в доллары, разделите свою текущую зарплату в долларах на три, и попробуйте представить – сможете вы купить эти же самые товары, если ваша зарплата будет в три раза меньше? Давайте, я вам немного помогу. Допустим, вы купили в 2016 году телевизор Samsung за 25 000 рублей (или газонокосилку Echo за те же 25 000 рублей, или два весьма скромных смартфона по 12 500 рублей). Это всего 380 долларов. А теперь представьте, что ваша зарплата уменьшилась с 500 долларов до 170 долларов. Цена перечисленных товаров не изменилась, ведь они все импортные. Сможете вы купить эти товары? Нет, не сможете. По сравнению с сегодняшним днём вы станете нищими. Это самая настоящая катастрофа. Для вас.
Всего этого не понимают ни участники семинара-совещания партии "Единая Россия", ни глава ЦБ, ни другие люди из современной российской властной верхушки. На ум приходит классическая фраза "Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа". К современной российской властной верхушки относится только вторая её часть. Что это, как не её деградация?
P.S.: Эльвира Сахипзадовна упомянула также о том, что финансовая система и платёжный баланс, якобы, приспособились к низким ценам на нефть. Давайте опять посмотрим на факты.
"Платёжный баланс РФ" резко снижается. Он ещё находится в положительной области. Но это только потому, что цена на нефть находится на уровне 40-50 долларов, а не 25 долларов, о которых вела речь глава ЦБ. Если посмотреть на платёжный баланс 2003 года, в котором окажется наша страна после снижения цен на нефть до 25 долларов за баррель. В тот год платёжный баланс был положительным, и находился примерно на том же уровне, как и сейчас. Так, может, катастрофы не будет? Увы, думать так будет слишком оптимистично. Ещё раз – текущие значения платёжного баланса получены при цене на нефть вдвое больше, чем в 2003 году. Что будет с платёжным балансом, когда цены на нефть упадут в два раза от текущих, я сказать с точностью до одного доллара не смогу, но интуиция подсказывает, что график будет располагаться гораздо ниже. Нельзя исключать его ухода в отрицательные значения.
"Количество банковских офисов (точек продаж) в РФ" резко снижается. Банки в панике закрывают свои офисы по всей стране. По количеству офисов Россия уже достигла уровня 2007 года. На 1 августа 2016 года падение от максимумов (1 июля 2013 года) составляет уже 20,2%.
"Просроченная задолженность и качество кредитов " продолжают ухудшаться. Якобы, более высокая прибыльность банковской отрасли в текущем году по сравнению с предыдущим годом получилась таковой только благодаря высоким художественным способностям банковских бухгалтеров по рисованию отчётности (смотри статью
"Российские банки в январе-мае 2016 года, якобы, получили прибыль. На самом деле, это результат рисования отчётности. Прибыли нет").
Итак, факты свидетельствуют, что ни финансовая система, ни платёжный баланс не приспособились к низким ценам на нефть. Все, или почти все, показатели плавно ухудшаются. Слова главы Банка России Эльвиры Набиуллиной не соответствуют действительности.