Некоторые СМИ возрадовались тому, что прибыль российских банков за пять месяцев, якобы, возросла аж в 26 раз по сравнению с пятью месяцами прошлого года. Якобы, российские банки в январе-мае 2016 года получили 235 млрд рублей прибыли. Но так ли это?
Три месяца назад мы уже разбирали подобный вопрос (смотри статью
"Гигантский рост прибыли российской банковской системы в 1 квартале получен банальным рисованием отчётности. Радоваться, на самом деле, нечему"). С тех пор почти ничего не изменилось. Да, банки стали чуть больше начислять резервов по сравнению с размерами просроченной задолженности. Если на 1 марта цифра покрытия просроченной задолженности резервами составляла 172,6, то на 1 июня она выросла до 179,8. Это, конечно, прогресс. Но недостаточный для того, чтобы это самое покрытие просрочки резервами достигло хотя бы минимальной границы значений, бывших стандартными целых пять межкризисных лет – 190-210 (смотри график
"Динамика покрытия просроченной задолженности резервами").
В прошлой статье сказано, почему банки так поступили, и что было бы, если бы значение показателя осталось бы хотя бы на минимальном докризисном уровне. Почитайте.
А сейчас мы выясним, что будет с показанной банками прибылью за пять месяцев, если бы значение показателя покрытие просрочки резервами оставалось на минимальном докризисном уровне. Это очень просто подсчитать. Простейшая математика. Нужно умножить сумму просроченной задолженности на "1,9", а потом из полученного результата вычесть сумму фактически созданных резервов. На 1 июня сумма недосозданных резервов составляла 323,7 млрд рублей. Таким образом, вместо прибыли в 235 млрд рублей, российские банки должны были получить убыток в 88,7 млрд рублей. Прибыль банками была получена исключительно на бумаге, благодаря высокохудожественному рисованию отчётности. Прибыли, на самом деле, нет. И быть не может, с учётом плачевного состояния российской экономики.
Убыток в 88,7 млрд рублей за пять месяцев – вот реальное положение дел в банковской отрасли. А кто пытается всех убедить в ином, или искренне заблуждается, или пытается всех нас обмануть.