Президент РФ Владимир Путин 9 февраля 2023 года на заседании наблюдательного совета "Агентства стратегических инициатив" заявил: "Сегодня многие из них [компании с мировыми брендами], вы знаете, под давлением своих правительств с нашего рынка уходят – всего доброго. Но из-за потери нашего рынка несут огромные убытки – это их выбор, это их решение".
А теперь опровержение слухов. Только факты.
Действительно, после начала (в феврале 2022 года) того, что нельзя называть, западные компании (с мировыми брендами или не очень широко известные во всём мире) начали уходить из РФ. Частично или полностью. И количество таких компаний на конец 2022 года измерялось уже даже не десятками, а сотнями.
Но даже в первом процитированном выше предложении уважаемый Владимир Владимирович искажает реальность. Далеко не все западные компании ушли с российского рынка под давлением своих правительств. Очень многие приняли решение об уходе практически сразу и добровольно, что называется, по зову сердца. Их категорически не устроило то, что начала делать РФ в Украине. Кого-то к такому шагу постепенно вынудили покупатели угрозой тотального бойкота. Таким компаниям пришлось выбирать – потерять один-два процента выручки и сопоставимую долю прибыли из-за потери мелкого российского рынка, или потерять гораздо больше из-за бойкота покупателей на своих основных рынках (в США и/или в Европе). Но, конечно, существуют и те компании, на кого-то надавили власти стран происхождения этих компаний.
Но вот фраза уважаемого Владимира Владимировича о, якобы, огромных убытках ушедших компаний с мировыми брендами – это попытка выдать желаемое за действительное. Крайне неудачная. Наверное, он таким образом попытался, что называется, подсластить пилюлю россиянам, потерявшим доступ к привычным и любимым западным брендам. По-другому эту фразу никак не объяснить.
Потому что в реальности компании с мировыми брендами, как получали прибыль, так и продолжают получать прибыль. Да, у некоторых компаний прибыль снизилась. Но в основном совсем не из-за ухода из РФ. Как правило, речь шла, или о падении спроса на основных рынках, или о дополнительных логистических издержках, или ещё каких-то причинах. Среди этих причин могла находиться и РФ. Но на каком-нибудь крохотном, десятом-двадцатом месте.
Чтобы не быть голословным, перечислю несколько компаний с мировыми брендами и полученную ими чистую прибыль по итогам 2022 года: Apple – 99,8 млрд долларов, Volkswagen – 24,11 млрд долларов, Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH) – 14,084 млрд евро, Intel – 8,017 млрд долларов, McDonalds – 6,177 млрд долларов, Nike – 6,046 млрд долларов, Netflix – 4,492 млрд долларов, Starbucks – 3,282 млрд долларов, IBM – 2,711 млрд долларов, IKEA – 710 млн евро.
Итак, в реальности мир не заметил потери бойца под названием РФ. Конечно, нельзя полностью исключать того, что какая-то отдельная западная компания получила убытки по итогам прошлого года в результате ухода из РФ. В качестве такого примера можно было бы привести какую-нибудь лизинговую компанию, предоставившую российским авиакомпаниям иностранные пассажирские самолёты в лизинг. Эти самолёты были конфискованы в прошлом году российскими властями. Но такую компанию никак нельзя назвать "компанией с мировым брендом". И совершенно точно убытки из-за ухода западных компаний с российского рынка не были массовым явлением. Поэтому, фраза Владимира Путина об огромных убытках компаний с мировыми брендами не соответствует действительности. Увы и ах. Не в первый уже раз.
===
Если нравится статья – пожертвуйте на развитие канала (форма
"Юмани" доступна по ссылке) кто сколько может, и подпишитесь на канал. Или только подпишитесь на канал.