Помните, как президент РФ Владимир Путин 19 июля 2022 года, отвечая на вопросы журналистов, заявил: "Сейчас мы слышим всякие завиральные идеи по поводу того, чтобы ограничить объём российской нефти, ограничить цену российской нефти. Это всё то же самое, что происходит по газу. Результат (даже удивительно, что это говорят люди с высшим образованием) будет тот же самый – подъём цен. Цены на нефть взлетят до небес".
Для того, чтобы понять, почему он это сказал, и с какой целью – надо погрузиться в контекст.
В феврале 2022 года началось то, что в РФ нельзя называть. Сразу же на нашу страну обрушилось огромное количество санкций. Настолько огромное, что очень быстро их число превысило суммарное число санкций, введённых против всех остальных стран,
"вместе взятых".
Разумеется, сразу же начали возникать разнообразные санкции против российской нефти, нефтепродуктов и газа. В марте 2022 года
"США ввели запрет на импорт российских нефти и газа". В июне 2022 года
"Евросоюз принял шестой пакет санкций". В его рамках ЕС принял решение запретить покупку, импорт или передачу сырой нефти и некоторых нефтепродуктов из России в ЕС. Полный отказ от российской нефти был намечен на 5 декабря 2022 года, а от российских нефтепродуктов – на 5 февраля 2023 года.
Тогда же, летом, на Западе начались разговоры о том, что надо бы как-то ограничить цену российской нефти. Сначала разговоры шли, не шатко, ни валко. Но к декабрю цивилизованные страны всё же согласовали внутри себя все формальности, и установили максимальную цену российской нефти – 60 долларов за баррель. Сначала с этим лимитом согласились
"страны Евросоюза", а потом и
"страны G7".
В том же декабре
"Евросоюз договорился о механизме ограничения цен на газ".
В январе 2023 года на Западе начались разговоры о том, что надо бы как-то ограничить
"цену российских нефтепродуктов".
Постепенно западные санкции против российской нефти начали действовать. По данным Bloomberg, в начале декабря
"Экспорт нефти из РФ морским транспортом рухнул на 1,86 млн баррелей в день".
Много это, или мало? По данным ЦБ, в 2021 году РФ экспортировала 4,63 млн баррелей нефти в день. По данным американской Energy Information Administration (EIA), в 2021 году РФ добывала 10,1 млн баррелей нефти в день. Это означает, что падение экспорта было огромным. Казалось бы, после таких новостей цены на нефть абсолютно точно должны были взлететь до небес. Как и предрекал наш уважаемый Владимир Владимирович.
Ну, а теперь давайте посмотрим, как в реальности вели себя цены на нефть и газ в последние полгода.
"Цена на нефть сорта Brent" находится примерно на уровне начала 2022 года – 75-80 долларов за баррель. Это гораздо ниже уровня, достигнутого нефтью в марте (свыше 130 долларов за баррель).
Если же посмотреть на цену российской нефти сорта Urals, то ситуация будет ещё хуже. В декабре цена рухнула до
"50 долларов за баррель", а в январе провалилась ещё ниже –
"ниже 40 долларов за баррель".
"Цена на газ в Европе" находится ниже уровней начала 2022 года – примерно 750-800 долларов за тысячу кубов сейчас против 850-900 долларов за тысячу кубов тогда. Это гораздо ниже уровня, достигнутого газом в августе (почти 3 500 долларов за тысячу кубов).
Итак, получается, что президент РФ Владимир Путин никудышный прогнозист цен на нефть и газ. Он совсем не разбирается в ценообразовании на рынках сырьевых товаров.
На самом деле, его слова – не более чем словесная интервенция, призванная исключительно словами поддержать цены на нефть и газ, и не дать им упасть. Никакой другой задачи не стояло в принципе. Но у него не получилось даже это. Так что, верить президенту в вопросах ценообразования не следует. Впрочем, как и во многих других вопросах (смотри статью
"Можно ли верить президенту РФ Владимиру Путину? Давайте рассмотрим лишь некоторые из его обещаний").
===