Когда 22 сентября 2020 года появилось официальное сообщение о том, что
Олег Тиньков продаёт "Тинькофф банк" "Яндексу" – это поначалу показалось эпохальным событием. Но так показалось только особо впечатлительным гражданам.
Потому что проведённый мной анализ показал, что по озвученной сторонами цене в 5,5 млрд долларов
"Яндексу" не выгодно покупать "Тинькофф банк" ни при каких обстоятельствах. Ибо цена была завышена плюс-минус в 3 (три) раза.
Самому "Яндексу" для осознания этой простой истины потребовалось почти месяц. К счастью, такое осознание пришло, и 16 октября
сделка была расторгнута.
В марте нынешнего года уже абсолютно всем стало окончательно понятно, что этой сделки не будет. Потому что
"Яндекс" купил себе очень маленький банк. Фактически, купил лицензию, и будет создавать банк под себя практически с нуля. Это очень правильное решение.
"Яндекс" темы причин разрыва сделки коснулся лишь один раз. И то лишь
в ответ на обвинения Олега Тинькова.
А что сам Олег Тиньков? Срыв сделки годовалой давности его не отпускает. Он всё никак не может успокоиться. Чувствуется, что его тема срыва сделки очень задела за живое. Как так – ему отказали. Нет, не так. ЕМУ ОТКАЗАЛИ!!! Складывается такое впечатление, что такое случилось впервые за многие годы. Он говорил об этих причинах, говорит о них, и, судя по всему, будет говорить ещё очень долго. Он снова и снова пытается что-то кому-то доказать. Вот как это выглядит во времени:
Версия от 16 октября 2020 года: "Мы начали разговор с объединения, поисков синергий, и быстрого роста нашей клиентской базы. И хотели построить самую большую частную компанию России. По факту всё вылилось в продажу, они хотели просто купить "Тинькофф", со всеми вытекающими негативными последствиями для нас".
Версия от 18 декабря 2020 года: "В процессе переговоров с "Яндексом", это было три-четыре месяца, в какой-то момент я окончательно понял, что "Яндекс" не видит объединения, они видят покупку "Тинькофф". При этом оплата состояла наполовину из акций, но я терял право влиять на решения в новой компании. "Яндекс" предложил 7% премии к цене акций на рынке – и это смотрелось органично, если речь шла об объединении, но общемировая практика за покупку и стратегический контроль – это 25-40%. Но, так как я всё-таки серьёзно болен, к тому моменту я сильно устал торговаться, объяснять, что "Тинькофф" зарабатывает вдвое больше "Яндекса" и так далее, и принял решение выйти из сделки. У меня нет необходимости продать".
Версия от 29 декабря 2020 года: "Все сделки разваливаются по одной причине – мало денег. То есть, мы не договорились, разница в разбеге была 200 млн долларов. Если бы они заплатили на 200 млн больше… Я бы на их месте заплатил". По словам Тинькова, он просил за банк 6,2 млрд долларов, а "Яндекс" предлагал 6,0 млрд долларов.
Версия от 1 декабря 2021 года: "Они говорят: "Ну на хрена нам. У нас есть Аркадий [Волож, сооснователь "Яндекса"], который нам клюет [мозг], ещё тут Тиньков появится, харизмат такой". И они его заболтали, Аркадия, что "зачем нам Тиньков". Я говорю: "Нет, подождите, если вы не хотите, чтобы я вообще как-то принимал участие, то это просто покупка. Тогда больше денег и бабки сразу". По словам Тинькова, компания TCS Group с момента переговоров подорожала в 3 раза, и гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож сейчас, якобы, жалеет, что не купил банк.
А теперь посмотрим реальности в глаза.
1. Цена сделки, исключительно по словам Тинькова, почему-то постепенно растёт. По самой первой ссылке можно увидеть, что речь шла о 5,5 млрд долларов. Однако, 29 декабря 2020 года великий предприниматель внезапно заявил о том, что "Яндекс", якобы, предлагал 6,0 млрд долларов. Как так получилось, что потенциальный покупатель на переговорах предлагал больше, а в официальном сообщении о сделке эта сумма усохла почти на 10%.
2. В том же декабре Тиньков заявил: "Я бы на их месте заплатил". Есть некоторые сомнения в том, что он бы заплатил. Однажды зашла речь про его банк, и мне было сказано, что там очень скупые люди.
3. Сам Тиньков может сколько угодно говорить о том, что его банк стоит очень много миллиардов долларов. И десять, и двадцать, и даже сто. У нас свободная страна. Помните, как в анекдоте – "Вы тоже можете об этом говорить". То, что в настоящий момент, по данным London Stock Exchange, банк стоит больше 17 млрд долларов – ещё ничего не значит. В истории фондового рынка было великое множество примеров, когда ещё вчера какая-то компания стоила миллиарды, а сегодня ноль. Достаточно вспомнить так называемый кризис доткомов в США в начале нулевых. Сегодня есть интернет – и банк без единого офиса прекрасно себя чувствует. Завтра интернет исчезнет (причины такого явления выносим за скобки) – и банк без единого офиса лопнет, как мыльный пузырь доткомов.
4. Инвестиционная привлекательность российских банков уже достаточно долгое время находится ниже плинтуса. Красноречивее всего об этом говорит не прекращающееся бегство из России иностранных инвесторов, которым в своё время не посчастливилось вложить деньги в российские банки. Подобных эпизодов бегства к настоящему моменту насчитывается уже
41 (сорок один). Когда-то давно иностранные инвесторы покупали доли в российских банках за 3-4 капитала. Однажды цена зашкалила за 6 капиталов. Сейчас они вынуждены продавать свои доли за 0,5 капитала.
4. Не совсем понятно, о чём может жалеть Аркадий Волож. Даже в теории. Ведь "Яндексу" нужен был банк не для того, чтобы через год или два его перепродать. Он не портфельный инвестор, а стратегический. Банк ему нужен для развития собственного бизнеса, а не для того, чтобы меряться с кем бы то ни было известными органами. Аркадий Волож год назад сэкономил огромные деньги, и сейчас, наоборот, должен быть доволен данным фактом. Плюс, кроме самого банка получить в нагрузку ещё и Тинькова – это удовольствие ниже среднего, если честно. Уж слишком сложный у него характер, по слухам.
Итак, Тиньков согласовал с "Яндексом" цену в 3,2 капитала в то время, когда банк можно было купить в шесть раз дешевле. Закономерно, что "Яндекс", хорошенько поразмыслив, отказался от невыгодной для него сделки. С тех пор Олег Юрьевич, похоже, что называется, кусает себе локти. Потому что он не только талантливо входит в тот или иной рынок. Сначала торговля электроникой, потом пельмени, затем пиво, теперь вот банк. Ещё больше он знаменит тем, что вовремя выходит из рынка. Что называется, на пике. Или близко к нему. Впервые ему не удалось этого сделать. Очень скоро банк может превратиться для него в чемодан без ручки – нести тяжело, а бросить жалко. Такая ситуация может коснуться абсолютно всех инвесторов в любые банки во всём мире.
Поэтому, он будет вспоминать сорвавшуюся сделку ещё очень долго.